Недоминантное полушарие 2


Вторая часть объяснения включает тот факт, что дети, уже бегло говорившие и перенесшие некоторую травму мозга в языковом полушарии, становятся обыкновенно немыми. Затем они снова проходят через стандартные стадии в восприятии языка и снова говорят бегло. Этот паттерн был интерпретирован исследователями как демонстрация способности любого из полушарий учиться и функционировать как полная лингвистическая система. Таким образом, в случае, когда некоторое условие не позволяет доминантному полушарию функционировать адекватно в качестве речевого центра, недоминантное полушарие берет на себя эту функцию. Эта эквивалентность или пластичность человеческой нервной системы  - другая составляющая доказательства, свидетельствующая об огромном человеческом потенциале, настолько еще неисследованном. Рассматривая оба эти факта совместно, мы предсказываем, что недоминантное полушарие должно демонстрировать некоторые речевые способности. Конкретно, как минимум, все различения, доступные в модели Универсальной Грамматики, должны присутствовать в недоминантном полушарии. Это предсказание авторов оказывается подтвержденным исследованиями из разных источников. Например, одно описание классов языковых способностей у полушарий дается Леви:

Так как правые полушария пациентов с комиосуротомией, как оказывается, проявляют некоторое понимание и разговорного языка, и написания существительных, глаголов и определений, и также имеют некоторые минимальные способности к выразительной речи, встает вопрос относительно различий двух полушарий, которые лежат в основаниях обширных различий в языковых способностях. Если бы минорное полушарие не могло понимать никакой речи, но могло бы продуцировать ее, можно было бы постулировать отсутствие фонологии в правом полушарии и интерпретировать произведение речи как результат прямой   трансляции семантического кода к артикулярному. Если бы правое полушарие могло воспринимать речь, но не продуцировать ее, можно было бы постулировать отсутствие артикулярного кода. Однако, если правое полушарие может вместе и понимать и выражать речь, даже на ограниченном уровне, в этом случае интерпретация становится много более трудной.

Мы вернемся к теме лингвистической коммуникации с недоминантным полушарием позже в этой главе.





Содержание раздела