Индексы деловой активности



Чрезвычайно популярны в последние годы в эконо­мической статистике индикаторы, основанные на мето­дике построения так называемых диффузионных индек­сов. Подобного рода индексы, по своей природе являю­щиеся показателями делового оптимизма участников биз­неса, регулярно публикуются (под названиями PMI) в США, Англии и Германии, где они создаются соответ­ствующими ассоциациями бизнесменов; применяются они как для оценивания направленности общественного мне­ния, так и для измерения динамики объективных показа­телей. В Японии же аналогичный индекс TANKAN взят на вооружение самим Центральным Банком Японии как инструмент анализа динамики экономических процессов для принятия решений в области денежной политики.
Диффузионные индексы, в отличие от многих дру­гих индикаторов социально-экономической статистики, являются чисто субъективными показателями. Они не измеряют объем выпуска, количество заказов, доходы и т.д., но является лишь отражением того, как участники экономических процессов воспринимают происходящие изменения - к лучшему они (по их мнению) или же они ведут к ухудшению. Несмотря на такую субъективность а точнее - именно благодаря ей - эти индексы обладают чрезвычайно сильными предсказывающими свойствами они являются опережающими индикаторами, сильно коррелирующими с основными параметрами экономических циклов.

Диффузионный индекс (diffusion index)

строится по результатам опроса большого числа участников, каждый из которых отвечает на вопрос типа "улучшились ли ус­ловия Вашего бизнеса в плане: новых заказов, цен, рын­ка труда, сроков выполнения заказов, новых экспортных заказов и т.д."; при этом он выбирает один из трех вари­антов ответа: "да", "нет", "без изменения". Значение диф­фузионного индекса вычисляется для конкретного воп­роса как сумма

DI = (% ответивших "да") + 0,5 *(% ответивших "без изменения");

вычислив такие диффузионные индексы для каждого воп­роса, их затем усредняют, получая составные средние индексы типа PMI или TANKAN. Они весьма эффектив­но отслеживают динамику экономического цикла, явля­ясь опережающими показателями: начало падения индек­са после периода роста предсказывает переход бизнес-цикла из стадии роста (expansion) в спад (recession), a разворот кверху после падения предсказывает начало восстановления (recovery). Тесная корреляция диффузи­онных индексов с экономической динамикой, оцененная по многолетним статистическим данным, позволяет ис­пользовать их даже для прогнозирования будущих зна­чений ВВП (по крайней мере на квартал вперед).
Такие индексы публикуют сегодня почти все страны Большой Семерки, например в Англии они строятся с 1991 года. Германский PMI начал выходить с 1998 года, он включает обзор 350 компаний по следующим пяти воп­росам: выпуск (output), новые заказы (new orders), заня­тость (employment), время поставки заказов (supplier's delivery times), закупки товарных запасов (stocks of goods purchases). С 1999 года выходит и объединенный PMI по евро-региону, охватывающему 11 государств с единой валютой евро (EU PMI). Наиболее мощный охват стати­стики бизнеса (по 34 000 участникам) осуществляется аме­риканским индексом PMI национальной ассоциации NAPM (National Association of Purchasing Managers), который ведется с 1931 года; только штат сотрудников, обеспечивающих статистику, составлял до 300 человек.
Подробно структуру и свойства индексов делового оптимизма мы рассмотрим на примере американского индекса Purchasing