Индекс потребительских цен



Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) - основной показатель инфляции, он измеряет из­менение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и ус­луги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т.д.).
Индекс потребительских цен строится обычно на основе выбранной корзины товаров и услуг. Если Pi (0) -цена i-го товара (услуги) из потребительской корзины в фиксированный момент времени (базовый период), a Pi (t) - его цена в момент времени t («сейчас»), и wi - вес, присвоенный данному товару в потребительской корзи­не (сумма всех весов равна 1), то индекс может иметь вид

I = Σ wi Pi (t) / Pi (0).

Выбор состава потребительской корзины является непростой задачей, и основывается на специальных ста­тистических исследованиях, поскольку он должен отра­жать типичный для данной страны состав потребляемых благ, изменение цен на которые действительно объектив­но показывало бы направление происходящих экономи­ческих процессов.
В США, например, статистика охватывает 19000 роз­ничных торговых фирм и 57000 домашних хозяйств в ка­честве представительной выборки из примерно 80% на­селения страны. В составе потребительской корзины 44,1% представляют товары, а 55,9% - услуги. Ввиду того что цены на продукты питания и энергоносители подвер­жены наибольшим изменениям (как циклическим, так и по причине различных экономических шоков), отдельно также поставляется индикатор CoreCPI, в котором из состава корзины исключены продукты питания и источ­ники энергии (CPI EX FOOD&ENERGY).
CPI публикуется ежемесячно, обычно в десятый ра­бочий день месяца. Основная форма выпуска - величина изменений по отношению к предыдущему месяцу, как для CPI, так и для CoreCPI. Как правило, отклонения на 0,2 от ожидавшегося значения бывает достаточно, чтобы выз­вать заметную реакцию валютного рынка.