Фундаментальные данные, психология рынка и принятие решений 4



Рынок американских акций

в предыдущие три года рос невиданными в истории темпами. Одного взгляда на Рис. 2.2. достаточно, чтобы понять разницу в поведении американских акций до 1996 года и после. Уже в конце 1996 года председатель Федеральной Резервной Системы A.Greenspan высказал опасения о том, что рынок амери­канских акций является перегретым, цены на них явно завышены. Но разве можно сравнить тогдашний уровень Доу-Джонса с сегодняшним.
Организованный по стандартному сценарию цикл финансовых кризисов (начавшийся в 1997 году со стран Азии и прокатившийся затем по Латинской Америке и России), заканчивавшихся каждый раз тем, что коррум­пированная правящая национальная элита с помощью кредитов МВФ перекачивала миллиарды долларов из национальных экономик в финансовый рынок США, чрезвычайно благоприятно отразился на ценах американ­ских акций, вызвав их бурный рост. Некоторые пробле­мы, возникшие в частности, после августовского 1998 г. дефолта России, были сняты своевременными действия­ми FED, оказавшего прямую поддержку (вливание 3,6 миллиардов долларов) одному из крупнейших американ­ских хедж-фондов LTCM, попавшему на грань разорения в результате примитивных действий на развивающихся фондовых рынках, а также сильно снизившего осенью 1998 года процентные ставки (тремя движениями на 0,75% годовых; незначительность этой цифры не должна вво­дить в заблуждение, так как даже чисто формально, это означало не менее 0,75 : 5,5 = 15% снижения привлека­тельности государственных облигаций США, а значит, переориентировало потоки долларов на акции).
Беспрецедентный рост цен на акции создал «эффект благоденствия»: как известно; не менее 50% домашних хозяйств в США вовлечены в участие на фондовом рын­ке, являются владельцами тех или иных пакетов акций. За менее чем три года, только благодаря росту акций, их собственность могла подняться в цене в 2 - 3 раза. Для ориентированной на потребителя экономики США это явилось сильнейшим дополнительным стимулом, так как интенсивный спрос на товары длительного пользования (холодильники, мебель, автомобили и т.д.) и жилищное строительство дали мощный импульс к росту производ­ства во многих отраслях. А в начале 1999 года в докладе A.Greenspan'a было отмечено, что тот же эффект благо­денствия стал уже сильнейшим фактором роста бизнеса, поскольку множество людей получили возможность вло­жить свои капиталы, лично или объединившись с близ­кими, в создание собственного дела (дополнительный фактор повышения занятости!).



Рис. 16.1. Промышленный индекс Доу-Джонса, 7997- 1999 г. г.