Создание единой европейской валюты является



Создание единой европейской валюты является бе­зусловно, величайшим финансовым экспериментом в ис­тории человечества. Ни одна из имевших ранее место попыток создания сколько-нибудь значительного финан­сового союза не увенчалась успехом. На евро сегодня многие также смотрят как на эксперимент, исходом ко­торого не обязательно будет успех. Все первое полугодие 1999 года курс валюты неуклонно падал, в чем некото­рые усматривают признаки недоверия к новой валюте, а другие видят эффективно проводимую единым Европей­ским Центральным банком денежную политику, так как низкий обменный курс играет на руку европейским экс­портерам, существенно повышая конкурентоспособность их товаров на мировых рынках.
Путь европейских государств к объединению валют­ных систем был длительным и не простым, не все страны могли выдержать условия, сформулированные для объе­динения, менялся состав участников. Но в течение не­скольких лет существовала и была признана в мире син­тетическая валюта экю (ECU), составленная из европей­ских валют (ее курс на 31 декабря 1998 года и стал курсом евро); настойчивая работа лидеров ряда европейских го­сударств, прежде всего Германии, Франции, Италии при­вела в конце концов к старту новой валюты.
&*)
* Знаком & в книге отделен материал, предназначенный для бо­лее углубленного изучения предметна, задачи или справочные данные
Для лучшего понимания происходящих в евро-регионе процессов полезно помнить те макроэкономические ориентиры (заложенные в
Маастрихтский договор, оп­ределивший условия конвергенции), с которыми европей­ские государства подошли к объединению своих валют­ных систем.
1. Стабильность цен: средний уровень инфляции за предшествующий год не должен превосходить более чем на 1,5 % уровни инфляции трех из объединяющихся госу­дарств с наименьшими показателями инфляции.
2. Устойчивость финансового положения государ­ства, означающая отсутствие значительного бюджетно­го дефицита, в частности, а) отношение планируемого или действительного государственного дефицита к величине валового внутреннего продукта (ВВП) не будет превосходить 3%, либо же это отношение должно последовательно уменьшаться, приближаясь к указанному уровню, су­щественные отклонения допустимы только краткосроч­ные; b) отношение государственного долга к ВВП не дол­жно превышать 60%. либо оно должно последовательно уменьшаться, стремясь к указанному уровню.
3. Критерий конвергенции процентных ставок, озна­чающий. что на протяжении предшествующего года сред­ние долгосрочные процентные ставки (long-term rates) не должны превосходить более чем на 2% процентные став­ки трех государств с наибольшей стабильностью цен. Процентные ставки измеряются на основе показателей долгосрочных государственных облигаций или аналогич­ных пенных бумаг, с учетом различий в национальных определениях.
4. Условие участия в Европейском обменном меха­низме (ERM) в течение двух лет до перехода к валюте EURO, в частности, в этот период не должно быть де­вальвации кросс-курса валюты по отношению к валютам других государств-участников.
Приводимая ниже таблица содержит данные по по­ложению стран-участниц на июль 1998 года, когда при­нималось окончательное решение о составе стран-участ­ниц валютного союза.


Инфляция
Госдефицит
/ВВП
Госдолг/
ВВП
Долгосрочные % ставки

1997
1998
1997
1998
1997
1998
Germany
1.6
1.7
3.0
3.0


62.0
62.5
6.1
France
1,6
1.9
3.1
2.9
58.0
58.5
6.1
Italy
2.2
2.3
3.1
2.9
124.3
121.5
8.6
Spain
2.2
2.3
3.3
3,9
68.2
67.5
8.0
Netherlands
2.4
2.6
2.2
1,9
74.3
72.4
6.0
Belgium
1.8
2.3
2.9
2.8
127.0
123,5
6,3
Austria
1.7
2.1
3.2
2.9
68.3
68.3
6.2
Finland
1.1
1.8
1.8
1.0
58.6
57.0
7.9
Portugal
2.7
2.8
3.0
2.9
64.4
63.6
7.9
Ireland
2.2
2.6
1.5
1.3
71.9
67.4
7.1
Luxemburg
2.2
2.2
0.5
0.9
8.8
9.2
6.3


Содержание раздела