Заключаем договор на брокерское обслуживание: на что стоит обратить особое внимание


Как клиент брокерской компании, вы можете получить возможность торговать со своего домашнего или офисного терминала. Однако вы будете выполнять операции исключительно в тех рамках, которые определил для вас ваш брокер.

Заключая договор с российской брокерской компанией, вы, вероят­нее всего, получите достаточно стандартный образец. В этом плане по­лезно перед тем, как подписать договор, сравнить его с тремя-четырьмя договорами других брокерских компаний. Это обычно не занимает мно­го времени, так как многие компании помещают стандартные клиент­ские договоры на своих сайтах. И наличие договора в свободном доступе, кстати, уже говорит вам о политике открытости, практикуемой компанией. Если какие-либо пункты вызывают вопросы, то их нужно выяснить. Если, задавая вопросы, вы поймете, что либо работающий с вами брокер (менеджер) не желает вам отвечать, либо сам не вполне владеет вопросом, а также не удается добиться вразумительных ответов от его коллег, то это нужно воспринять как сигнал. Сигнал к тому, что отношения с данной компанией самое время прекратить.

На что стоит обратить особое внимание? Логично было бы - на те вопросы, которые, по прошлой практике, вызвали наибольшее число споров и противоречий.

К ним относятся:

•  мера ответственности по договорам;

• оспаривание договора,

• непосредственные условия договора: комиссия, маржинальные и пр.

 

1. Что касается меры ответственности, ключевым аспектом здесь является то, отвечаете ли вы только средствами, внесенными на свой счет, или прочим имуществом также. Особенно актуальным это ста­новится, если вы собираетесь торговать с плечом через западного бро­кера. Я встречала клиентов, которые, утомившись чтением договора на английском языке более чем на 20 страницах, просто его подписывали, не дочитывая. И совершенно напрасно. Потому что договор этот содержал пункты, позволяющие осуществляющей брокерское обслу­живание компании в случае убытков взыскивать средства в размере всего имущества своего клиента. Причем фиксацию убытков компа­ния могла осуществлять по собственному усмотрению. Поэтому край­не важно прояснить эти моменты, четко представляя с самого начала, в каких размерах вы отвечаете в случае убытков.

 

2. Возможна ситуация, когда вы вынуждены будете оспаривать дей­ствия своего брокера, принесшие вам прямые или косвенные убытки, и вам понадобится арбитр. От арбитра, его непредвзятости и квалифи­цированности полностью зависит исход спора. Если ваш договор из­начально содержит третейскую оговорку, т. е. требование предвари­тельного решения вопроса в третейском суде, вы должны заранее выяснить, что собой представляет этот третейский суд. Часто таким третейским судом является биржевой орган, например, конфликтная комиссия. Как правило, брокер имеет гораздо больше рычагов воздействия на третейский суд. Когда стороны разрешают спорные вопросы в арбитражном суде, то шанс добиться справедливого решения у вас имеется Однако особо обольщаться тоже не стоит, поскольку прошлая практика показывает, что самой правой в арбитражном суде ока­зывается биржа, затем идут брокерские конторы и только потом -клиенты. И это объяснимо: биржа имеет штатного юриста, специали­зирующегося в данных вопросах и с опытом ведения дел, касающихся биржевых споров. В российской практике считанные единицы бро­керских контор выигрывали процессы у клиринговых домов и бирж. И единичным клиентам удалось отстоять свои интересы в судебных разбирательствах с брокерскими конторами.





Содержание раздела