Узнаем, как выбирать активы, какими показателями руководствоваться


Никто не знает заранее, насколько большим спросом будет пользо­ваться тот или иной новый товар или как быстро заполнится его ниша товарами конкурентов. Не знают и то, как будет развиваться конкрет­ная компания. Например, Джон Рокфеллер, занявшийся нефтепро­дуктами, был далеко не первым, вступившим на этот новый тогда ры­нок. К тому же обладал незначительным капиталом, измеряющимся, по данным биографов, в $4000. Никакие объективные показатели не говорили в пользу выбора именно его компании. Другой пример. Ред­кий человек не знает о феноменальном успехе Генри Форда. Менее известен тот факт, что за несколько лет до своего триумфа тот же Ген­ри Форд провел два года в компании, которая так и не выпустила ни одного автомобиля. Гениальному Форду просто не давали работать в полную силу. Способность компании к эффективной кооперации и энергичная реализация этой готовности является одним из наиболее важных предвестников будущих успехов компании. II наоборот, не желающий кооперироваться менеджмент, уверенный, что «у нас и так все хорошо и нам никто не нужен», дает инвестору очень серьезный сигнал. Подобную информацию можно найти в аналитической прессе и даже в периодической печати.

Безусловно, личность играет огромную роль при становлении и раз­витии компании; многое зависит от организации управления и менедж­мента, политики работы со специалистами. Когда компанию возглав­ляет личность со своим видением развития бизнеса, осознанными жизненными установками, наработанным капиталом, это обычно быстро становится известно. Подобные фигуры становятся публич­ными, равно как и возглавляемые ими компании. В такой компании существенно снижается риск потерять деньги просто из-за того, что компания исчезнет. И наоборот, компания, возглавляемая непонят­ным боссом, без известной истории (образование, путь, поднятые бизнесы и компании), является более рискованным объектом для вложений.

Если компания оказывает услуги или производит продукцию широкого пользования, то действенными методами могут оказаться соб­ственные наблюдения. Далеко не со всеми сферами бизнеса это возмож­но. Рынки сбыта продукции некоторых компаний бывают весьма специфичными. При таком раскладе в большинстве случаев разумнее оставаться в пределах понимания. Западные эксперты утверждают, что реально богатыми людьми становятся те, кто выверено, день ото дня собирает информацию. Те, кто не спеша ее осмысливает. И затем делает продуманные вложения, причем не из заемных средств и не из после­дних денег, а из накопленных резервов, которые можно не трогать года­ми. Выбирая отрасли для вложений, успешные инвесторы стараются охватить те сферы бизнеса, в которых компетентны. Например, врач инвестирует средства в акции компаний, производящих лекарства. К сожалению, этот проверенный способ должного эффекта в россий­ской действительности пока не демонстрирует. Нет на наших биржах акций сетей закусочных, кофеен, гипер маркетов, химчисток, пекарен.

То есть не обращаются на рынке доли понятных бизнесов, рентабель­ность которых можно ощутить на месте буквально кожей. Российские биржи вот уже более 10 лет предлагают ценные бумаги крупных кор­пораций. Нет возможностей и способов оценить ни реальные финан­совые потоки и прибыль, ни менеджмент, ни мотивированность пер­сонала. Приходится ориентироваться на движения котировок, тренды, закрытую информацию, просачивающуюся через прессу. А куда заман­чивее — и в конечном счете надежнее — посмотреть на все своими глаза­ми, потрогать руками, попробовать на язык, сравнить. И, подумав, сде­лать выбор в пользу тех или иных акций.

В практике обращения исключительно акций крупных корпораций наблюдается перелом. И ряд бумаг небольших растущих компаний — сетей магазинов, аптек — уже появился на российских биржах. Одна­ко пока, к сожалению, эти акции остаются практически неликвидны­ми и их считанные единицы. Хочется надеяться, что ситуация будет меняться в лучшую сторону. Тем более что, по мнению организаторов торговли, для этого есть все необходимые объективные факторы.

Даже анализируя очень понятный бизнес, лучше обратиться к количе­ственным характеристикам финансового состояния компании. А уж тем более без этого не обойтись, когда речь идет о крупных корпорациях.

Для прогнозирования результатов будущей деятельности компа­ний применяются многочисленные методы. Показатели прошлой фи­нансовой отчетности предприятия — важные индикаторы, хорошо поддающиеся количественному анализу.