Механизмы повышения ликвидности


Легко работать на ликвидных рынках. То есть на рынках, где активы можно быстро продавать и покупать. И где цены последовательно совершаемых сделок не слишком сильно различаются (если, конечно, в этот момент не происходит каких-то глобальных изменений). Ликвид­ные рынки позволяют спекулянтам быстро перепродавать активы, практически не теряя в цене. Трудно (и зачастую даже опасно) совер­шать операции на рынках, где отсутствует ликвидность. Например, на рынке российских акций «второго-третьего эшелонов» разница меж­ду ценой покупателя и продавца (спред) может достигать 20-30% и даже выше. Купив неликвидную бумагу, вы подчас годами вынужде­ны ждать момента, чтобы выручить за свою акцию хотя бы ту сумму, за которую вы ее приобрели.

Понятно, что для того, чтобы рынки были ликвидными, на них дол­жны обращаться активы и контракты, для которых присутствуют спрос и предложение.

Однако даже при обращении пользующихся всеобщим спросом ак­тивов специалисты финансового рынка принимают дополнительные меры для еще большего повышения ликвидности и оборачиваемости инструментов. То есть финансисты придумали множество способов и механизмов для того, чтобы сделать рынки более ликвидными, а обра­щение инструментов на них — более активным. Эти механизмы пред­ставлены в нижней части интеллектуальной карты 1 (см. рис. 1). Да­вайте рассмотрим некоторые из них

Система биржевой торговли широко применяет принцип стандар­тизации. Специалисты рынка тщательно выбирают активы и разраба­тывают контракты, позволяющие свести торговлю целого сегмента к обращению одного-единственного контракта. Например, нет практи­чески на земле нефтяных месторождений с абсолютно идентичными физико-химическими свойствами нефти. Исходя из этого, можно было бы предположить, что каждая сделка по нефти требует оговорок по качеству. И, следуя этой логике, сделать заключение о невозмож­ности торговать нефтью в биржевых ямах, где все параметры контрак­тов стандартизованы (качество, физико-химические свойства, усло­вия расчетов и (или) поставки, срок и пр.), когда единственным предметом торга становится цена. Однако нефтью торгуют на биржах, как с голоса, так и в электронных системах. Биржевики придумали способ ввести в обращение нефтяные фьючерсные контракты. Таким образом, они дали возможность хеджировать производителям нефти — цену продажи добываемых продуктов, а покупателям — цену покупки. А спекулянты и арбитражеры получили для своей работы интересней­ший по ценовой динамике и колоссальный по обороту рынок. Доста­точно вспомнить, что только за последние пару лет (2003-2005 гг.) цена на нефть увеличилась более чем в два раза. Как же биржевики это сделали? В основе ликвидного нефтяного рынка лежит принцип стан­дартизации. Биржи торгуют контрактами в соответствии со специфи­кациями. Цены на различные сорта нефти сведены к торгуемой марке (бенч-маку) посредством заранее оговоренных коэффициентов.

На­пример, цена на иранское горючее будет цена Brent (бенч-мак рынка) минус $2,30 за баррель. Посмотрим на этот феномен с другой сторо­ны. Одновременная биржевая торговля 100 сортами нефти потребова­ла бы создание 100 ям с небольшим количеством брокеров в каждой яме. Однако биржевики свели все это в одну большую яму со многими брокерами, получив в ней максимальную ликвидность.

 

Один из наи­более часто используемых индикаторов цен на нефтяном рынке — цена нефти на IPE {International Petroleum Exchange — Международная не­фтяная биржа в Лондоне). Этот показатель можно встретить в различ­ных СМИ, и он соответствует цене за 1 баррель нефти сорта Brent по фьючерсному контракту на ближайший торгуемый месяц. Таким об­разом, стандартизация является очень действенным методом увели­чить ликвидность обращаемых инструментов.

Еще один способ увеличить ликвидность рынка — воспользоваться услугами маркет-меикеров, т. е. крупных финансовых структур, вы­ставляющих двусторонние котировки (на куплю и продажу). Часто маркет-мейкеры имеют соответствующие договоры с биржами об обязательном объеме сделок в течение торговой сессии и минимальной разнице между выставляемыми котировками на куплю и продажу Или, как еще говорят на рынке, — «вилке» (разнице между ценой куп­ли и ценой продажи, выраженной в пунктах). Что вам это дает как кли­енту? То, что независимо от реального количества продавцов и поку­пателей на рынке вы всегда будете иметь возможность купить или продать свои активы (акции, облигации, срочные контракты и т. д.), совершив сделку с маркет-мейкером.

Мерой по повышению ликвидности рынка служит и наличие спе­циальным образом форматированной информации. Например, про­ведение биржами специальных экспертиз финансового состояния компаний. На основе положительных результатов таких экспертиз ценные бумаги компаний включаются в листинг. Листинг позволяет инвесторам не проводить многие из оценок самостоятельно, а просто доверяться бирже, включившей данную бумагу в свой котировальный список. Наличие регламентированных оценок качества бумаг, в свою очередь, способствует более активному обращению этих бумаг.

Механизмы повышения ликвидности представлены в нижних ле­вой и центральной частях интеллектуальной карты 1 (рис. 1).