Глава 1   Глава 2   Глава 3   Глава 4   Глава 5



Учет сезонных колебаний активности различных категорий участников рынка


Перед тем, как мы начнем более подробно изучать данные таблицы (см. рис. 7.14), следует рассмотреть весьма важную поправку, которую необходимо делать в анализе показателей активности различных групп участников рынка. Речь идет о сезонных колебаниях - результате особенностей рыночной активности, присущих каждой из категорий. Отклонение от нормального для данного времени года "стиля" работы на рынке дает реальное представление об их настроениях. В статье У. Джайлера, опубликованной в 1985 году в "Ежегод­нике товарных фьючерсных рынков" (Commodity Year Book), объясняется, каким образом агенство CRB, издающее еже­годник, использует эту статистику в своих аналитических бюллетенях. Он также приводит некоторые результаты своего исследования в этой области.

"Различия между текущей чистой долей открытой пози­ции, которую занимают представители данной рыночной группы, и сезонной нормой позволяет определить в какой степени их настроения являются бычьими или медвежьими на данном конкретном рынке".

Далее в статье приводятся некоторые общие принципы интерпретации поведения участников рынка: "На рынке, имеющем наиболее ярко выраженные бычьи черты, наблюдается следующая картина: крупные хеджеры преимущественно занимают длинные позиции, перекрывая свой среднесезонный показатель. У крупных спекулянтов преобладают длинные позиции, у мелких трейдеров — корот­кие, текущая чистая доля которых выше среднесезонной. Вообще проявления бычьих настроений у представителей разных категрий участников рынка принимают самые разно­образные конфигурации - вплоть до ярковыраженных мед­вежьих. В последнем случае категории располагаются по противоположной схеме: крупные хеджеры занимают пре­имущественно короткие позиции и так далее. Следует быть особо осторожным, когда расхождения между текущим и долгосрочным среднесезонным показателями достигают 40%, а в то время как 5 % различие вообще не стоит принимать в расчет".

Результаты исследований, проведенных агенством CRB показали, что хотя у обеих категорий крупных трейдеров результаты оказались наиболее высокими, крупные хедже­ры все-таки превзошли крупных спекулянтов. Наихудшие показатели были у мелких трейдеров.

На рис. 7.15 приводятся примеры графиков, используе­мых агенством CRB в анализе сезонных предпочтений трех категорий участников рынка (заимствованы нами из цити­руемой статьи). Метод исследования сводился к сравнению показателей, приведенных в таблице, с сезонной нормой, представленной на графиках. Вернемся к последнему отче­ту и попробуем сделать некоторые выводы.

Посмотрим на статистику рынка соевой муки. Приведу цитату из раздела "Обзор технического состояния рынка" бюллютеня CRB Futures Chart Service от 18 января 1985 года (который ведет автор этой книги): "Отчет по обязательст­вам трейдеров "показывает небывалый бычий настрой этого рынка."

Давайте разберемся. В отчете указано, что в категории крупных хеджеров чистая доля длинных позиций составля­ет 21% (увеличение по сравнению с предыщущим месяцем на 15%). У мелких трейдеров - преобладание коротких позиций (16 % - увеличение на 17% ). Таким образом, в стане крупных хеджеров уже преобладают и продолжают расти бычьи настроения. Мелкие трейдеры склоняются к медвежьим настроениям, сила которых также растет.

Теперь посмотрим на график сезонных настроений рын­ка соевой муки, структурированных по группам. В конце декабря для категории крупных хеджеров сезонная норма -преобладание коротких позций (их чистая доля около 8%), в то время как у мелких трейдеров в это время года должен быть перевес длинных позиций (около 6%). Фактические показатели свидетельствуют о еще более сильных бычьих настроениях в сравнении с сезонной нормой. Так чистая позиция крупных трейдеров в настоящее время на 29% более бычья, чем обычно (от -8% до +21%), медвежий настрой мелких трейдеров также выше нормы - на 22% (от +6% до -16%). На первый взгляд то, что крупные хеджеры стоят на бычьих позициях, а мелкие трейдеры - на медвежь­их, свидетельствует о бычьей ориентации рынка в целом. После сравнения с сезонными показателями, общая карти­на рынка принимает еще более выраженные бычьи черты.