Заключение


Подводных камней при создании собственного предприятия будет немало. Это ясно. Всего не предусмотришь и не опишешь в одной небольшой книге. Придётся думать самим.

Однако кое-что о неожиданных сложностях сказать можно. Во-первых, они могут быть двух видов. Можно сказать так: одни помехи будут корениться в обстоятельствах, связанных с делом, а другие — в людях.

Первые надо сразу отнести к числу производственных задач и просто решать, принимая как данность. Всегда в предприни­мательстве будут неожиданности. Им можно позволить расстраи­вать себя. Но это значит, что расстройства и связанная с ними возможность «психануть» и есть твоя цель.

Это надо признать как образ отношения к делу. Расстроиться ты можешь, только если заранее создал окончательный образ победы, который не допускает изменений. Тогда любая помеха приводит к срыву: такой хороший образ был! Так обидно! Всё поломали, гады!

И тогда ты обязательно будешь искать виноватых, которых, к слову сказать, нет. Просто мир такой сложно управляемый, и с ним надо быть живым и гибким, пока победа не легла в карман. Все остальные «такие красивые образки» — мертвечина. Ты же хочешь кого-то обмануть — возможно, себя.

Другой случай — когда помехи коренятся в людях. Их можно назвать психологическими. Но это только потому, что слово пси­хология стало более или менее привычным.

На самом деле все разговоры о том, что на предприятии дол­жен быть психолог, воспринимаются толковыми предпринима­телями так же радостно, как легкая зубная боль: от этого дерьма ни тепло, ни холодно, но уж если вы так настаиваете...

И тем не менее, любой предприниматель при этом знает, что помехи, лежащие в людях, гораздо страшнее всех производствен­ных сложностей. Главное всё-таки — это хорошая команда, тол­ковые и преданные люди. С такими можно горы свернуть, если добавить мозги и опыт.

Самое поганое, когда в команду затесался скрытый враг, который ведет все дело к разрушению, а хозяина к тюрьме. Такое случается.

Но еще хуже то, что само устройство человеческого мышле­ния таково, что все собранные тобою люди — скрытые враги и неукоснительно ведут тебя к разорению и поражению. И они не вольны в этом, даже самые лучшие друзья. Так заложено в нас с самого рождения. Можно сказать: такова операционная среда нашего мышления. Вот это беда!

И тут, если не суметь работать именно с этим, ни один психо­лог действительно не поможет. Чаще всего, опытный предприни­матель сам выполняет эту часть психологической работы по под­борке надёжных людей лучше любого психолога. С одной стороны, это печально, потому что говорит о том, что психология ещё не стала прикладной наукой. С другой, это означает, что определён­ные способы работы всё-таки есть. И они совершенно ненаучны.

Если бы заняться и попытаться обобщить приёмы, которыми хорошие предприниматели настраивают мозги работающих на них людей, то мы обнаружили бы кучу «непсихологических» приёмов от запугивания смертью и до душевной беседы крутыми матюгами или же с расслаблением в баньке под водочку и дево­чек. Конечно, это недопустимо для психолога, да и невозможно чаще всего — просто денег нет на такие приёмы. Однако это работает... Это и есть настоящая прикладная психология.





Содержание раздела