Переход в Управление 3


 

Человек без ненависти и не возьмется за такую работу. Если у него есть цель, которой ты мешаешь, он просто пойдет догова­риваться.

Картина правдоподобная. Однако в ней есть сбои. Гумораль­ная среда человека вряд ли есть прямой носитель таких вещей, как несправедливость. Те же самые нейрофизиологи, исследуя теорию гомеостатов, пришли к выводу, что должно быть нечто еще. Воспользуюсь рассказом профессора Стэндфордского уни­верситета Прибрама:

«Наблюдатели и экспериментаторы, работающие с людьми, неоднократно убеждались в недостаточности нейроэндокринного подхода при рассмотрении потребностей и чувств, субъектив­ного опыта, всего того, что мы называем переживанием.

Радость открытия, разочарование от неудачи, счастье пони­мания и тоска одиночества — эти чувства, по-видимому, далеки от уже описанных механизмов гомеостазиса.

Тип эксперимента, впервые проведенный С.Шехтером (1962 г.), помогает подойти к только что обозначенной пробле­ме. Четыре группы студентов держали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором две груп­пы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каж­дой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая — кон­трольную инъекцию физиологического раствора. Студенты дава­ли отчет о своих переживаниях. Как и ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции. Какое бы физиологическое состояние ни вызывала инъекция, его знак определялся установкой — социальным окружением сту­дентов, а не введенным веществом».

И что же мы имеем? Биохимия организма, как, вероятно, и биоэнергетика его, лишь передают на тело управляющие воздей­ствия. Впрочем, мы с вами знали это и без мудреных экспери­ментов. А то мы мало пьяных повидали на своем веку! Алкоголь не вызывает ни радости, ни горя. Он лишь вытаскивает наружу то, что у трезвого на уме.

Материальным носителем причин является более тонкая сре­да, которая и хранит в себе такие явления, как несправедливость и ненависть. И эта среда прямо связана с общественным окруже­нием, а точнее, прямо доступна воздействию общественного окружения, я думаю, через общественное мнение.

Все это чрезвычайно важно для того, чтобы понять, что та­кое магия.

Человечество придумало не так уж много способов борьбы с ненавистью. Поэтому она является прекрасным материалом для исследования. С ней все очевидно. Современность знает некото­рые психотерапевтические приемы, связанные с погружением в переживания из прошлого. Традиционные общества — войну своих, с чужими, как войну между обществами. Христианство и буд­дизм — уход в иночество, как отрешение от этого мира и уход в мир иной, прижизненную смерть.





Содержание раздела