Описание мира на языке счетов 7


 

Леви-Стросс, с работы которого я начал этот разговор, по­пытался дать на него ответ, обращаясь к авторитету физиологов. В частности Кеннона, о котором мы уже говорили в связи с его теорией гомеостатов — нервных механизмов, приводящих орга­низм в равновесие:

«Каким же образом эти сложные явления отражаются на физиологии? Кеннон показал, что страх, как и ярость, сопро­вождаются исключительно интенсивной деятельностью симпа­тической нервной системы. Подобная деятельность обычно по­лезна, поскольку возникающие при этом органические изменения позволяют индивиду приспосабливаться к новой ситуации, од­нако если индивид не наделен по отношению к необычной ситу­ации никакой инстинктивной или выработавшейся ответной ре­акцией или считает, что не обладает таковой, то деятельность симпатической нервной системы усиливается и расстраивается, что может привести, иногда за несколько часов, к уменьшению объема крови и сопровождающему падению давления. Это вызы­вает, в свою очередь, необратимое расстройство органов крово­обращения...».

Сегодня мы знаем, что Кеннон ошибался. Я думаю, что он не очень ошибался в описании того, что происходит, когда рас­страивается симпатическая нервная система. Он ошибался при определении причин, воздействующих на нее. Очевидно, между общественным внушением и человеком, кроме нервной систе­мы, есть еще какое-то упущенное исследователями звено. Веро­ятнее всего, правильнее было бы сказать — между обществен­ным мнением и нервной системой человека. Что это за звено?

На мой взгляд, его назвал Мосс в заключении своей работы: «Психологическое звено зримо и твердо — это сознание».

Боюсь только, что мы с ним понимаем сознание по-разному. Для меня, как для человека, который этнографию изучал не по книгам, а в живом общении с действующими колдунами в рус­ских деревнях, сознание — это тонкоматериальная среда, дей­ствительно способная принимать и передавать воздействие. Не только внушение. Но это не относится к нашему разговору о ма­гии Описания мира.

Поэтому я всего лишь ограничусь постановкой задачи для будущего исследования. Если рассматривать сообщество или об­щество как целостный организм, некое общественное существо, то в нем, по аналогии с телом человека, должны быть некие «нервные системы», которые осуществляют в обществе работу, сходную с той, что и нервная система в человеческом теле. Именно эта общественная «нервная система» или системы и передают воздействия на личную нервную систему, а точнее, на челове­ческое сознание, которое и управляет нервной системой.

Русская народная культура, в частности, мазыки, называли эти «нервы» Жилами по аналогии с жилами человеческого тела. При этом если «жила» телесная в их понимании была отнюдь не сухожилием, а каналом, путем тока жизненной силы, то Жила общественная — это, в первую очередь, предприятие. Исходно — ''семья и Дом. То, что обрабатывает и перекачивает жизненную силу по обществу.

Но это лишь один из видов возможных Жил. Дать описание всех их видов — дело будущего исследования. А пока вывод:

Магия, безусловно, присуща бухгалтерскому делу, как и пер­вобытному колдовству, и держится она исключительно на силе общественного мнения. Разница между магией колдовской и ма­гией Описания мира лишь в том, записано это мнение или не записано в виде Закона.

При этом сама способность человеческого тела принимать подобные мнения как нечто обязательное не только для поведе­ния, но и для физиологии, показывает, что за общественным мнением есть и нечто гораздо более природное, стихиальное, что и есть истинная причина подобных воздействий и самой все­общей веры в магию.

 





Содержание раздела