Чем страшны подводные камни более всего? А тем, что их не видно на поверхности, то есть за обычным поведением. Они в глубине, ниже уровня, достаточного для бездумного бытового взаимодействия.
Где? В какой глубине? Ясно, что в психологической, то есть в основаниях разума.
И распознать — это не случайное слово. Именно распознать, узнать, разглядеть — вот основная способность, которая должна раскрыться у Хозяина, если он хочет сделать предприятие успешным. Поэтому надо учиться видеть не сами столь разнообразные помехи делу, а что-то более глубинное, что присутствует в них во всех.
Или, еще важнее, задуматься о том, а что мешает тебе видеть это? И как вернуть способность видеть, распознавать подводные камни, помехи делу.
Вот этим самым рифам и камням и посвящены последующие главы. По сути, они являются мало связанными между собой очерками, хотя все они — итог наших экспериментов. Мы вполне осознанно поставили себе задачу выявить как можно больше подобных камней. Методически это было выстроено так.
Как только основное производство Авалона заработало, мы собрали основных работников и ведущих преподавателей нашей Школы Управления и провели серию учебно-производственных игр. Начиналось все с прикладной этнографии. Как я уже рассказывал в самом начале, мы восстановили артельную ловлю рыбы бреднем. Для этого мы и изучали этнографические материалы, и сами ездили ловить рыбу с местными рыбаками в Ивановской и Костромской областях.
Затем мы провели нашу первую Игру, в которой прошли все создание Артели — от голодного ребенка и до пира. Она и дала материал для обобщений. Первые подводные камни полезли уже в этом эксперименте.
Затем мы начали создавать наши отделения и поселения. По сути, это были эксперименты по созданию предприятий на основе артельного и производственного права прежней Руси. Рассказывать подробно о том, как шли эти эксперименты, в этой книге я не буду. Но кое-что из выявившихся камней покажу.
Поскольку всех подводных камней не перечислишь, да и жизнь не прекращает одаривать нас новыми подарками, рассказывая о скрытых сложностях в Устройстве и Управлении предприятием, я решил исходить из того, что в любом случае надо не описывать все разнообразие проявлений, а указать на ту основу, которая их всех определяет. Если вернуться к языку культурно-исторической психологии, то это означает вернуться от описания многообразных проявлений мышления и культуры к Разуму, который и обеспечивает наше выживание на Земле. А через это к способности обучаться новому. В том числе и способности распознавать помехи.
Иными словами говоря, в тех примерах подводных камней, что я привел, я постараюсь показать, как за многообразием помех предпринимательству скрываются сбои в работе Разума. Все эти разнообразные помехи, если приглядеться, и составляют содержание нашей культуры, связанной с предпринимательством. Получается, что мы можем говорить о таком неожиданном явлении, которое предстоит преодолеть на пути к успешной экономике, которые я бы назвал Культурой помех. Культурой помех нашему выживанию в мире.