Устроение 6


Это значит, что если мы не поспешим и не будем от людей требовать слишком многого, а просто попробуем разумно убрать то лишнее в наших экономических подходах, что мешает чело­веку жить естественно и ощущать себя уютно на своем предпри­ятии или у себя дома, мы имеем возможность выиграть в сорев­новании с окружающим миром и жить лучше. Только тогда, когда это усвоится и закрепится как особая культура нашего сообще­ства, можно будет обдумать следующий шаг дальше. Иначе гово­ря — торопиться не надо!

Как же сделать устроение предприятия разумнее и, может быть, естественнее? Как мне кажется, для этого придется отбро­сить все имеющиеся знания о том, как должно делаться пред­приятие, за исключением законодательства, конечно. Затем до­говориться о нескольких простейших основаниях, своего рода принципах, которые и будут определять все устроение.

Что здесь действительно сложно, так это отбросить лишнее. Для этого его надо суметь разглядеть. А разглядеть привычное и очевидное всегда очень и очень сложно. Оно заполняет все наше жизненное пространство и поэтому невидимо, как воздух. К при­меру, мы договариваемся делать дело вместе ради получения прибыли. Но при первой же возможности человек хлопает две­рью и уходит. Он обиделся!

И если его спросить, ради чего он участвовал в деле? Он с возмущением скажет: не делайте из меня дурака! Конечно, ради денег! Ради чего же ещё может делаться предприятие?! Все зна­ют, что предприятия делаются ради выгоды или прибыли!

Но если мы приглядимся к тому, что произошло, что выра­зилось в завершающих действиях, то увидим, что деньги для него, конечно, были не лишними, но главным была возможность оби­деться! Обидеться и, скажем, отомстить своим уходом всем, кто его недооценил. Значит, главную плату за дело этот человек по­лучал не деньгами, а уважением. Или восхищением. Или зависи­мостью от него, или страхом перед ним. И т. д., и т. п.

При этом, если такому человеку сказать: так уважение для тебя было важнее денег? — Он ответит: конечно! Само собой разумеется! А ты что, думал, что я дешевка и продаюсь за деньги?!

Нет, я так не думал и вопрос совсем в другом. Вопрос в том, кто хозяин. Ты или то, что в тебе само разумеет себя. Разум или культура. Культура в данном случае — это твое воспитание и твои сумасшествия.

И получается, что прежде, чем мы начнем договариваться, как делать дело, мы должны научиться видеть эту самую культу­ру, которая мешает договариваться. Покажу на том примере, что перед вами. Покажу как культурно-исторический психолог.

Где скрывается культура в таком выражении как: А ты что думал, что я дешевка и продаюсь за деньги ?

Может показаться, что она в определенном подборе лексики или в том возмущении, которое испытывает оскорбленный че­ловек из-за того, что его гордость попытались купить на деньги. Нет. По-настоящему она скрывается в том, что наше ухо, наш слух воспринял это выражение как естественное и вполне допус­тимое для русского языка. Так допустимо выражать свои мысли! Ничто не вызвало сопротивления в самом этом языковом выра­жении, оно проскочило в наше сознание точно тень, а мы ока­зались заняты разбором его содержания: имеет ли человек право вести себя так, как рисует это выражение. Допустимо ли так вести себя?

Такая легкость в восприятии языковых выражений показыва­ет, что они имеют соответствия в нашем сознании, иначе гово­ря, где-то в нашей памяти хранится образец «правильного» с точки зрения нашей культуры поведения, которому это выраже­ние соответствует. Правильного как поощряемого или правиль­ного как порицаемого.