Постановка экспериментов. Артель


Повторю еще раз: несмотря на определенное убеждение ант­ропологов и культурологов, что эксперимент — это орудие ис­ключительно естественных наук, он вполне доступен и гумани­тариям.

И когда мы как прикладные культурно-исторические психо­логи изучаем какую-то культуру, скажем, ту же культуру мазыков, мы определяем ее для себя как народный быт. И тогда для проведения исследования достаточно лишь воссоздать этот быт таким, каким он рисуется нам по имеющимся источникам, и прожить в нем какой-то отрезок жизни. Какой? А такой, какой будет достаточным, чтобы достичь поставленной перед исследо­ванием цели.

Так, для изучения производственной культуры русских мы в виде эксперимента воссоздали семейный быт большой семьи в большом деревенском доме на юге Костромской области. В боль­шом доме предполагается наличие нескольких семей, во главе которых стоят Большак и Большуха — дед и бабка, старшие в роду. Дед этот — Хозяин. Соответственно, с ними проживают несколько неотделившихся сыновей с семьями.

Воссоздав само общежительство, мы занялись воссозданием и жизнеобеспечения, конечно, в тех частях, которые нас инте­ресовали. Охота, собирательство, рыбная ловля. Остальные про­дукты мы, естественно, покупали.

Все участвовавшие в эксперименте были психологами по об­разованию, к тому же окончившими курс прикладной культур­но-исторической психотехники в рамках нашего Училища на­родной культуры.

Было это в Кадыйском районе на Костромском берегу Вол­ги напротив Юрьевца. Волга здесь огромная, как море, около двенадцати километров шириной. Причем места, считающиеся исконно дикими. Про них до сих пор бытует поговорка: Буй да Кадый черт три года искал. Можно считать, что это одно из до сих пор живых хранилищ традиционной русской культуры.

Вначале мы довольно долго изучали способы артельного лова рыбы бреднем у местных рыбаков. Я лично впервые присутствовал при подобном лове года в два. И до сих пор у меня перед глазами стоит наш деревенский пруд, в котором мужики в кало­шах и старых сапогах на босу ногу с криками и матом таскают бредень, а бабы на берегу со смехом готовят все к пиру возле костра...

Это был какой-то общедеревенский праздник, который так и отмечался ежегодно. Не помню какой.

Я рассказываю это, и у меня наворачиваются слезы... Как сильно мы растеряли себя!..

Да ладно. Жизнь идет. У наших детей будут другие воспомина­ния. Что говорить про детей, большинство приехавших препода­вателей тоже впервые столкнулись с этой частью народной жиз­ни. Поэтому, естественно, было трудно.

Тем более, что нам эксперимент по воссозданию традицион­ной Артели приходилось совмещать с созданием Методики про­изводственного обучения, по которой бы впоследствии обуча­лись люди, приходящие работать на наши вполне современные предприятия.





Содержание раздела