Постановка экспериментов 3


Найденный мною начальник Отдела кадров тут же нашёл основных работников — Управляющего производством и Руко­водителя школы. Управляющий производством Тимофей сделал заявку на то, какие работники ему потребуются.

Отдел кадров сразу же разделился на 2 части — одна искала нужных работников, другая обучала, наняв для обучения того же Тимофея как мастера производственного обучения.

После того, как нужные люди были найдены, в Отделе кад­ров появилась третья часть — оформление.

И заработали отделы. Кадры искали людей, школа учила и стажировала обучающихся сначала в работе на малом бредне. А затем, когда обучение завершилось и были созданы в рамках производства рыболовецкий цех и цех по переработке рыбы, наступила путина, и мы ночью ловили рыбу большим бреднем строго по всем этнографическим канонам этого промысла.

А утром девчонки покупали у нас лучшую рыбу, чтобы в своём сулопнике — им было отдано «лучшее» и вполне уединен­ное место в доме — принять в гости мальчишек. Платили они фантами от конфет. Эти фанты хранятся у нас до сих пор.

Что такое сулопник и как все проходило потом, я описывать не буду, потому что это мечта. Могу только сказать, что юрисдикция взрослых не распространялась на это помещение — это значит, что даже Хозяин не мог без стука к ним заглянуть. А рыбы они накупили и пожарили столько, что даже взрослым перепало. Причём лучшей рыбы. Всё ж таки дети есть хотели!

Какие сложности встречались нам на этом, в общем-то, про­стом пути?

Множество. Начиная с того, что участвующие в игре напрочь не представляли себе, какими должны быть производственные взаимоотношения в Артели ни во время работы, ни во время переговоров, с помощью которых и делается дело. Всё бы это надо было прописывать подробно. Но никакой книги не хватит для всех этих тонкостей. Лучше дать это в тренингах взаимоотно­шений.

Могу сказать, что главное — помнить об основной цели на­шего дела и одновременно помнить о том, кто мы друг другу, создавая предприятие, и как соотносятся наши должности. И об этом отдельный рассказ.

Кроме того, очень важным уроком было и распределение долей оплаты, которое отняло у игравших огромное время в конце. Очень не сразу нашей бухгалтерии удалось разумно-справедливо учесть все доли. Особенно заметно это было на моём примере — Хозяина. Хозяин всегда ненавистен русскому человеку с его холуйско-революционными традициями. Поэтому кто же из рус­ских будет думать о Хозяине. Он на то и Хозяин, чтобы сам о себе подумать.

К тому же Хозяина надо обворовывать. Это справедливо, по­тому что, получая заведомо больше, чем ты. Хозяин сам тебя явно обворовывает.

И вдруг ты в игре попадаешь во взаимоотношения с Хозяи­ном, который вовсе не Хозяин и может в любой момент сказать тебе: да пошли вы все на фиг, не буду я с вами Хозяином! Вам нужен Хозяин — вот и будьте им сами! Облом! Потрясение для всего привычного мышления.

Это такая неожиданность, что обижать хозяина нельзя, по­тому что он обидится. Значит, его по справедливости надо вознаградить за всё на равных с остальными? Еще облом! Еще одно потрясение для нашего бездумья!

Вдруг как прозрение поняли это, начали считать, и вышло у Хозяина больше половины всей прибыли... Обалдели, несколько раз пересчитали и пришли к выводу: надо становиться Хозяевами! И собственному делу, и самому себе.

Но как это показать работникам, которые не участвовали в подобных играх!? Как убедить русского человека после веков хо­луйства, что пора возвращать свое достоинство!? Велика и обильна земля наша, а Хозяина в ней...

Вся последующая книга так или иначе построена на матери­алах, собранных мною у Мазыков или извлеченных нами из по­добных культурно-исторических экспериментов. У меня не было возможности сделать ее этнографической или психологической книгой в чистом виде. Изначальная задача ставилась вообще со­здать учебник построения предприятия на тех основах, на каких они строились в лучшие времена русской экономики. Это, безус­ловно, мешало простоте изложения. Но кто сказал, что хоть ког­да-то жить было проще?!

 

 





Содержание раздела