Начала и Образ мира


Теперь о Начальстве еще раз, но подробнее. И самое главное — о том, как Начальник может создать Начала. Где в нас заложена эта психологическая первооснова творчества.

Начальник — слово привычное. Но если попросить расска­зать, что такое начальник, станет немножко страшно, потому что в русском языке в качестве прямого обращения оно употреб­ляется чаще всего в тюрьме. В быту мы говорим о начальстве или о начальниках, но не обращаемся так к человеку. Для нас есте­ственно обратиться: Товарищ директор! Или: Господин управля­ющий! Но не: Товарищ начальник! Тут уж лучше: Гражданин начальник!

Начальники как бы всегда где-то далеко или высоко от рус­ского человека. До Бога высоко, до царя далеко — и где-то там же Начальство. До него не достучаться и прорваться к нему про­стому человеку непросто и даже страшно.

Забудем пока о том, что начальство действительно неохотно нисходит до простых людей. Приглядимся к языку. Как по-ваше­му, такое смысловое наполнение появилось у слова «начальник» только в советское время? А при царе было иначе? А во времена Ивана Грозного или первых киевских князей?

Я опускаюсь в те далекие эпические времена с вполне опре­деленным умыслом. Слово Начальник возникает в том значении, которое мы в нем сейчас ощущаем, именно в то время, когда рождается эпос — старины, былины, иначе говоря, мифологи­ческие рассказы о Творении Мира. А Мир всегда творится кем-то из Богов-творцов, 'Демиургов, кто закладывает Начала Мира.

Что такое Начала Мира? Это его Первообразы. А это значит, что Бог-творец и строит Мир, творя образы, в которые может войти жизнь. Он его придумывает и рассказывает. Вначале Мира всегда Слово, как считает наша культура. По сути же — несказан­ный образ. Образ-Начало.

То же самое должен сделать и Начальник с предприятием. Он не должен ни руководить, ни управлять. Он должен лишь при­думать образ жизнеспособного Предприятия.

А сделать его жизнеспособным, значит, придумать все его составляющие, которые называются отделами и рабочими мес­тами. По сути, они тоже являются мирами, вкладывающимися в большой мир, как в матрешку, и для них тоже требуется приду­мать образы. Как?





Содержание раздела