Роль финансиста в корпорации


Практически все решения, которые принимаются в корпорации, в той или иной мере являются финансовыми, поскольку они связаны с оценкой и выбором альтернативных вариантов предстоящих расходов и доходов. Таким образом, в крупных корпорациях почти весь управленческий персонал, начиная с директорского уровня и заканчивая менеджерами отдельных производственных отделов, отделов маркетинга, исследовательских лабораторий и других подразделений корпорации, пользуется услугами специалистов по финансам.

Добровольческая организация, объединяющая финансовых руководителей корпораций "Институт финансовых руководителей" (Financial Executive Institute) дает очень широкое определение этой специальности, согласно которому финансовым руководителем считается любой человек, уполномоченный выполнять хотя бы одну из множества функций, перечисленных в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Функции финансового руководителя в корпорации

ПЛАНИРОВАНИЕ

Разработка, координирование и реализация плана управления финансовыми операциями как неотъемлемой части общего управления. Разработка такого плана в зависимости от потребностей бизнеса включает следующие элементы:

а) Составление долгосрочных и краткосрочных финансовых и корпоративных планов

б) Составление смет капиталовложений и/или текущих операций

в) Прогнозирование объемов продаж

г) Оценка эффективности деятельности фирмы

д) Выработка политики ценообразования

е) Экономическая оценка фирмы

ж) Анализ поглощений других фирм и реализации своих подразделений

2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАПИТАЛОМ

Разработка и реализация программ обеспечения капиталом, необходимым для успешного ведения бизнеса.

3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ФОНДАМИ

а) Управление денежными средствами

б) Обеспечение необходимого банковского обслуживания

в) Получение, хранение и расходование денежных средств и ценных бумаг компании

г) Управление кредитами и инкассацией

д) Управление пенсионными фондами

е) Управление инвестициями



ж) Выполнение казначейских обязанностей

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

а) Разработка политики ведения бухгалтерского учета

б) Сбор данных для бухгалтерского учета фирмы и составление отчетности

в) Разработка норм затрат ресурсов

г) Проведение внутренних аудиторских проверок

д) Разработка бухгалтерских систем и процедур

е) Отчетность перед государственными органами

ж) Предоставление отчетов и объяснение результатов финансовых операций управленческому персоналу

з) Сравнение реальных показателей эффективности фирмы с показателями текущих финансовых планов и стандартов.

5. ЗАЩИТА АКТИВОВ КОРПОРАЦИИ

а) Заключение необходимых страховых договоров

б) обеспечение защиты производственна активов и защита фирмы от убытков путем внутреннего контроля и аудита

в) управление недвижимостью

6. УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГАМИ

а) Разработка и реализация налоговой политики

б) Связи с налоговыми органами

в) Подготовка налоговых отчетов

г) Налоговое планирование

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ИНВЕСТОРАМИ

а) Налаживание и поддержка связей с инвесторами

б) Налаживание и поддержка системы передачи информации акционерам компании

в) Получение рекомендаций финансовых аналитиков и финансовой информации общего характера

8. ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ

а) Консультирование и получение рекомендаций от других руководителей корпорации по вопросам финансовой политики, финансовым операциям и определению основных целей и степени эффективности работы

9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

а) Создание и использование средств для электронной обработки данных

б) Создание и использование информационных систем управления

в) Создание и использование соответствующих систем и процедур











Содержание раздела