Любой специалист по рыночной психологии подтвердит, что колебания цен на рынке в значительной степени определяются такими человеческими эмоциями как жадность и страх. Умело взвешивая эти человеческие слабости и выдавая рекомендации, основывающиеся на коллективном мнении различных групп трейдеров, авторы биржевых бюллетеней обеспечивают себе безбедное существование. Существует мнение, что для успешной игры на рынке трейдер должен покупать, когда остальные продают, и продавать, когда остальные покупают. В принципе, это верное наблюдение, поскольку мнение большинства, как правило, бывает ошибочным. Обычная логика подсказывает, что по мере повышения цены число потенциальных покупателей уменьшается, пока, образно говоря, не останется "последний покупатель", после чего цены как бы "по умолчанию" начинают снижаться. И, наоборот, по мере понижения цены число потенциальных продавцов уменьшается, пока не останется "последний продавец", после чего цены как бы "по умолчанию" начинают расти. Задумайтесь о том, какую роль на рынке играют биржевые специалисты и трейдеры, работающие в торговом зале биржи. И те, и другие обеспечивают ликвидность рынков, продавая на сильном рынке и покупая на слабом. В то же время они постоянно ведут битву с рыночной тенденцией и неплохо на этом зарабатывают. Хотя самые ярко выраженные ценовые сдвиги происходят, как правило, в начале торгового дня, эти трейдеры имеют неоспоримое преимущество, поскольку именно они устанавливают цены открытия. Скачок цены открытия выше или ниже цены закрытия предыдущего дня, который не заполняется к концу торгового дня, называется ценовым разрывом. Ценовые разрывы бывают двух типов: собственно разрывы (price gaps) и разрывы с пересечением (price laps). Собственно разрывы появляются тогда, когда ценовой максимум или минимум данного торгового дня не пересекает уровень ценового минимума или максимума предшествующего дня. Разрывы с пересечением появляются тогда, когда ценовой максимум или минимум некоторого торгового дня пересекает уровень ценового минимума или максимума предшествующего дня. но не пересекает уровень цены закрытия предшествующего дня (см. рис. 8.1 и 8.2).
Рис. 8.1 Точки А, В и С — это ценовые разрывы вверх: ценовые минимумы не пересекаются с ценовыми максимумами предшествующего дня. Точки Е и F считаются ценовыми разрывами вверх с пересечением: ценовые минимумы пересекаются с ценовыми максимумами предшествующего дня, но не пересекаются с ценами закрытия предшествующего дня.
Рис. 8.2 Точки А, В и С — это ценовые разрывы вниз с пересечением: ценовые максимумы пересекаются с ценовыми минимумами предшествующего дня, но не пересекаются с ценами закрытия предшествующего дня. Точка D — ценовой разрыв вниз: ценовой максимум не пересекается с ценовым минимумом предшествующего дня.