Майя, космическая пелена


Майя, космическая пелена
Однажды я сказал своему учителю: "Господин, меня учили, что авидья (невежество) и майя (иллюзия) -- это одно и то же. Но по-настоящему мне непонятно, что такое майя". Учитель часто учил меня посредством демонстрации, и поэтому он сказал: "Завтра утром я покажу тебе, что такое майя". Ту ночь я провел без сна, думая о том, что на следующее утро меня ожидает встреча с майей. На следующий день мы, как обычно, отправились совершать свои утренние очистительные процедуры.

Затем опять встретились. Искупались в Ганге.

После чего я почувствовал, что вряд ли смогу заниматься медитацией, настолько сильно я был возбужден перспективой раскрытия тайны майи. На пути обратно в пещеру мы поравнялись с деревом, имевшим большой, сухой ствол. Мой учитель бросился к дереву и приник к нему всем телом.

Никогда до этого я не видел, чтобы он бегал столь быстро. Он закричал: "Ты же мой ученик! Помоги мне!" Я воскликнул: "Что? Вы же помогли столь многим людям и вдруг сегодня нуждаетесь в моей помощи!

Что с вами случилось?" Я испугался этого дерева. Я не хотел к нему приближаться, боясь, что оно и меня захватит в плен.

Я думал: "Если это дерево поймает и меня, кто тогда поможет нам обоим?" Он заплакал: "Помоги мне. Ухватись за мою ногу и тяни, что есть силы". Я попытался это сделать, призвав все свои силы, но так и не смог оторвать его от дерева. Тогда он сказал: "Мое тело захвачено в плен этим деревом".

В попытках оторвать его от дерева я исчерпал все свои силы. Наконец, я прекратил думать и сказал ему: "Как такое может быть? Дерево не способно удерживать тебя.

Что ты делаешь?" Он засмеялся и сказал: "Вот это и есть майя". Мой учитель объяснил мне, что такое анади видья, космическая иллюзия, точно таким же путем, как это было описано Шанкарой.

Он сказал, что авидъя -- это индивидуальное невежество, в то время как майя -- это как индивидуальная, так и космическая иллюзия. "Ма" означает "не", а "йя" означает "то". Майя -- это то, что не существует, но тем не менее выглядит существующим, так же как мираж. Затем мой учитель рассказал мне о другой философской школе, которая утверждает что майя -- это всемирная иллюзия, а также -- мать Вселенной. От него я узнал, что в философии тантры майю рассматривают одновременно как космическую шакти и как первичную силу кундалини, пребывающую в спящем состоянии в каждом из людей. Посредством фокусирования сознания на абсолюте происходит пробуждение этой силы внутри, после чего она устремляется к центру сознания.

Если человек приходит в контакт с этой силой, он легко может достичь наивысшего уровня сознания. Те, кто не пробуждает в себе этой силы шакти, так и остаются чувственными и невежественными.

После изложения философии майи учитель сказал: "Когда мы посвящаем свой ум, свою энергию и ресурсы вере в то, чего не существует, тогда это кажется существующим. Это и есть майя. Не строй надежд на получение чего-либо от злых и порочных дел, дьявола, авидъи или майи и тем самым огради себя от состояний стресса и беспокойства. Даже духовные люди впадают в соблазн возложения на мир вины за отсутствие прогресса в своих духовных достижениях.

Такая слабость создает существенные препятствия, потому что, не имея искренности, честности и упорства мы не сможем познать самих себя. Мы облекаем свои слабости в материальную форму и думаем, что источником препятствий являются объекты внешнего мира".

Мой учитель сказал мне, что я должен культивировать непривязанность и постоянное осознавание. Он говорил: "Привязанность создает прочнейшие из оков, делающие человека слабым, невежественным и лишенным осознания абсолютной реальности. Майя, или иллюзия, глубоко уходит своими корнями в привязанность. Когда мы к чему-то привязаны или чего-то желаем, это что-то становится источником иллюзии для нас.

Люди, свободные от привязанностей и направляющие свои желания на духовный рост, свободны от оков майи -- иллюзии. Чем меньше привязанности, тем больше внутренней силы; чем больше внутренней силы, тем ближе цель.

Вайрагья и абхьяса -- непривязанность и постоянное осознание абсолютной реальности -- подобны двум крыльям птицы, способной перелетать с плана смертных существ на высоты бессмертных. Те, кто не позволяет иллюзии майя подрезать свои крылья, могут достичь совершенства". "Многие люди путают привязанность с любовью. Но, будучи привязанным, вы делаетесь эгоистичным, заинтересованным в собственных удовольствиях, и злоупотребляете любовью. В вас развивается инстинкт собственничества, и вы стремитесь заполучить объекты своих желаний.



Привязанность создает оковы, в то время как любовь дарует свободу. Говоря о непривязанности, йоги учат не безразличию, а тому, как быть искренним и бескорыстно любить других. Непривязанность, правильно понимаемая, означает любовь. Непривязанность, или любовь, могут культивировать в себе как люди, живущие в миру, так и люди, отрекшиеся от мира".

Полученный мною в Гималаях на берегу Ганга урок помог мне понять, что иллюзия создается самим человеком. Путем передачи этого знания мой возлюбленный учитель привел меня к осознанию природы космической иллюзии и тех индивидуальных препятствий, которые мы создаем.
Горькая правда со счастливым исходом
Мне вспоминается случай, происшедший, когда я путешествовал вместе со своим учителем. В одном городе, через который мы проходили, ко мне подошел начальник железнодорожной станции и сказал: "Господин, дайте мне что-то такое, что я мог бы практиковать, и я обещаю, что буду верно следовать вашему совету". Мой учитель сказал мне: "Дай ему что-нибудь конкретное для практики". Я возразил: "Какой смысл одному слепому вести другого. Будет лучше, если вы сами дадите ему указания".

Тогда мой учитель сказал: "Начиная с этого дня, перестань лгать. Строго придерживайся этого правила в течение трех месяцев".

Надо сказать, что большинство железнодорожных чиновников в том районе были нечестными людьми и брали взятки. Но тот человек твердо решил про себя, что больше никогда не будет брать взяток и лгать.

В ту самую неделю для проверки деятельности этого начальника и его помощников прибыл инспектор из вышестоящего учреждения. Нчальник станции честно ответил на все интересующие инспектора вопросы. Эта проверка имела серьезные последствия для его службы.

Против всех чиновников, бравших взятки, включая и самого начальника, были возбуждены судебные дела. "Прошло всего тринадцать дней, а я уже оказался в таком трудном положении. Что же будет через три месяца?" -- думал начальник. Вскоре после этого его покинули жена и дети. В течение месяца с легкостью, как карточный домик, была разрушена вся его жизнь. Он испытывал огромные душевные мучения.

В те дни мы находились в трехстах милях от того места, где жил начальник станции, на берегу реки Парада. Мой учитель лежал под деревом и вдруг начал смеяться. "Знаешь, что случилось?" -- сказал он. Того начальника станции, которому я наказал не лгать, посадили в тюрьму сегодня".

Я спросил: "Тогда почему вы смеетесь?" Он ответил: "Я смеюсь не над ним, а над этим глупым миром". Двенадцать человек, работавших вместе с начальником станции, сделали совместное заявление, обвинив его во лжи, хотя он говорил правду. Они заявили, что он единственный, кто брал взятки. В результате его посадили в тюрьму, а всех остальных отпустили. На суде судья спросил начальника станции: "Кто ваш адвокат?" "Мне он не нужен". "Но я хочу, чтобы кто-нибудь помог вам". "Нет, -- сказал начальник станции, -- мне не нужен адвокат.

Я хочу говорить правду. Независимо от того, на сколько лет я отправлюсь за решетку, я не желаю лгать. Я действительно брал взятки, но однажды встретил мудреца, который наказал мне не лгать ни при каких обстоятельствах.

Мои жена и дети ушли от меня, я потерял работу, у меня нет ни денег, ни друзей, а сам я нахожусь в тюрьме. Все это произошло за какой-то месяц.

Я должен говорить правду еще два месяца, что бы ни случилось. Сэр, посадите меня за решетку; для меня это не имеет значения". Судья объявил перерыв и вежливо пригласил начальника станции к себе в кабинет. Он спросил: "Кто был тот мудрец, который велел вам говорить правду?" Тот описал его.

К счастью, судья оказался учеником моего учителя. Он оправдал начальника станции и сказал ему: "Вы на правильном пути. Оставайтесь верным ему.

Мне хотелось бы суметь сделать то же самое". Через три месяца этот человек оказался без гроша за душой. Как раз в день истечения трехмесячного срока, когда он спокойно сидел под деревом, пришла адресованная ему телеграмма. В ней сообщалось о том, что его отец, некогда имел большой участок земли, взятый впоследствии под государственные нужды, и теперь правительство собирается выплатить ему компенсацию.

Сумма компенсации составила один миллион рупий*. Этот человек ничего не знал про ту землю, потому что она находилась в другой провинции.

Он подумал: "Сегодня истекли три месяца моего испытания, и сколь же щедрой оказалась награда". * Около ста тысяч долларов.
Он отдал компенсацию своей жене и детям, и те обрадовано заявили, что снова хотят вернуться к нему. "Нет, -- сказал он, -- пока что я всего лишь был свидетелем того, что произойдет, если не лгать в течение трех месяцев. Теперь же я хочу посмотреть, что будет, если я не буду лгать весь остаток моей жизни".

Постижение истины является конечной целью человеческой жизни, и эта цель может быть достигнута, если соблюдать правдивость в мыслях, на словах и на деле. К постижению истины можно прийти посредством практики правдивости и не совершения тех действий, которые идут вразрез с вашей совестью.

Совесть -- лучший руководитель.



Содержание раздела