Жизнь подразделялась на четыре периода


В Древней Индии существовало деление людей на четыре «варны» (цвета): брахманы («дважды рожденные») священнослужители и философы, кшатрии князья и воины, ученые и люди искусства, вайшьи торговцы и земледельцы, шудры ремесленники, «плебс». Им предъявлялись разные моральные требования, и они обладали разными правами и обязанностями.

Что было, видимо, вполне оправданным на данной стадии развития общества.
У брахманов, кроме того, жизнь подразделялась на четыре периода: детство, юношество, ученичество брахмачарья; глава семьи и хозяин дома грихастха; отшельник, живущий в лесу, варнапрастха; странник саньяса.
Но тот, кто в Индии становился йогом, устранялся из всех общественных и даже личных связей. Профессиональные йоги это особый клан в Индии прошлого и настоящего.
Итак, «яма» (иногда «йама») в основном переводится как обуздание, воздержание, ограничение; «нияма» («нийама») соблюдение правил, поведение. «Йогасутра» перечисляет такие принципы «ямы»:
    - ахимса ненасилие, непричинение вреда;
    - сатья правдивость;
    - астейя неприсвоение чужого;
   - брахмачарья воздержание;
   - апариграха непринятие даров.
«Нияма»:
   - шауча внутреннее и наружное очищение;
   - самтоша довольство существующим;
   - тапас самообуздание;
   - свадхьяя изучение священных текстов;
ишварапранидхана преданность Богу.
Большинство комментаторов йогических текстов настаивают, что без этической подготовки успешное освоение йоги невозможно. Попытаемся проследить, почему это так, комментируя составные части «ямы» и «ниямы».

Общее соображение таково: наличие в человеке, в его поведении этических принципов ведет его к такому положению, когда он успешно интегрируется в среду обитания.
Если есть выраженный диссонанс, то практиковать йогу труднее, хотя сама практика и призвана устранять любые диссонансы.
Однако есть такие человеческие качества, которые впрямую несовместимы с йогой. Это жадность, преобладание инстинктов, стремление к материальному благополучию любой ценой, завистливость, злобность характера, эгоцентризм и т.д.

Для людей с ярко выраженными подобными качествами получить какойлибо толк от практики йоги почти невозможно.
Итак, ахимса ненасилие, непричинение вреда. Если происходит конфликт, то, как правило, на агрессию люди отвечают агрессией, и маховик конфликта раскручивается.

В случае же ненасильственной борьбы, как показал пример Махатмы Ганди, количество жертв может значительно уменьшено и результат достигается относительно «малой» кровью.
Хотя вряд ли это мнение разделит тот, чья именно кровь оказалась «малой».
Почему обычно масса необразованных людей склонна к насилию в определенных обстоятельствах? Видимо потому, что они не обладают избыточной информацией о мире.

Любая информация о мире уменьшает чувство свободы.
Те, кто ничего не знает, считают, что все возможно и допустимо.
Разрушение жизни это действие насильственное. Воздействия же, которые сохраняют жизнь это ненасилие.

Это совет, просьба, предложение, поведение (противопоставленное поведению противной стороны), не содержащее в себе насилия, провокации, оскорбления или подстрекательства.
Есть такая форма ненасильственных действий, как нажим. Каков смысл нажима?

Мы предпринимаем нечто ненасильственное, не причиняющее вреда физическому и моральному состоянию, а также свободе лица или группы лиц, на которые производится нажим.
Или добиваемся равноправного диалога.
Идеал ненасилия для многих пытающихся следовать ему людей является почти недостижимым моральным идеалом.
Человек, действующий ненасильственным методом, как правило:
   - не действует в защиту только своих интересов, он защищает даже своего противника от ненависти, лжи, отсутствия
уважения и собственного высокомерия;
 -   в первую очередь, требует усилий от себя, а не от других;


 -  не старается подавить противника или унизить его, а ищет и для себя, и для противника достойные пути выхода из
конфликта;
  - встретившись с насильственным поведением противника, не отказывается от ненасильственных действий;
   уважает своего противника несмотря ни на что.
Понятно, что это похоже на моральную святость, но именно таким был Ганди. Ненасильственные действия недоступны для многих именно потому, что обладают «высокой степенью внутренней трудности» (А.Гжегорчик «Духовнаякоммуникация в свете ненасилия»).
Часто ахимсу сопоставляют с заповедью «не убий» Ветхого Завета. Правда, неясно, что делать с заповедью, если хотят убить тебя. Когда мы моем руки, овощи, просто движемся, мы уничтожаем массу разных форм жизни, хотим того или нет.

Мы живем, используя живые формы жизни, если не белковые, то растительные.
Вообще, в вегетарианстве есть некий скрытый компонент ханжества: животные и рыбы объявлены живым, а растительный мир неживым. Одно можно есть, а другое нет.
Это всего лишь произвольное умственное разделение. Если бы человек был последовательным вегетарианцем, он бы питался камнями.

Легенда о том, что йоги не едят мясо ложная.
Они не едят его только в тех случаях, когда могут обойтись чемто другим. В «Йогасутре» нет конкретных указаний по поводу диеты.

В малых, так называемых «йогических» Упанишадах просто советуется избегать тяжелой, «тамасической» пищи.
Учитывая несколько противоречивые «Законы Ману», с точки зрения ахимсы можно:
   есть животную пищу там, где просто нет вегетарианской;
   там, где этого требуют климатические условия (йоги Ладака, где среднегодовая температура чуть ли неотрицательная, употребляют в пищу все, в том числе и мясо. Кроме того, в климате России, где в северной части и средней полосе мясо ели десятки и сотни поколений, отказ от него радикальным образом насилие над собственным организмом);
   для охотника, наверное, справедливо есть мясо животных, с которыми можно справиться собственноручно (а не при
помощи БТРов, вертолетов и нарезного оружия, которому и динозаврам было бы нечего противопоставить);
   есть мясо, чтобы не умереть с голоду, то есть не причинять насилия собственному телу;
есть предложенную в чьемто доме мясную пищу, чтобы не обидеть хозяина.
Все крайности, как известно, бессмысленны. Яркий тому исторический пример джайны.

Приверженцы этой религии абсолютизировали ахимсу.
Они не могли пахать землю, чтобы не причинить вреда какомулибо живому существу, свободно передвигаться, чтобы не наступить на чтото живое и т.д. И кем же стали джайны?

Преимущественно ростовщиками.
Видимо, пока технология не дошла до синтезирования живого белка, принцип «живое живет живым» обойти сложно.
Насилие есть синоним агрессии. Непрерывная межвидовая борьба это естественный процесс в живой природе.

Тем не менее, при неизменных условиях существования поддерживается равновесие численности видов. Как только оно нарушается, в действие вступают естественные регуляторы, например мор среди леммингов.
Борьба между родственниками по виду конкуренция. Природа предусмотрела наравне с агрессией способы защиты от нее, распространяемые на родственников. Чем страшней хищник, тем эффективней запрещающий по отношению к родичам инстинкт.

Когда выясняют отношения волки, то побежденный просто подставляет победителю сонную артерию. И последний может изойти рычанием, но укусить не способен.
Если бы не было подобного защитного устройства, волки давно исчезли бы с лица земли. У горных горилл в Африке, которые обладают чудовищной силой, поединок заключается в смотрении глаза в глаза. Кто первый отвел взгляд проиграл и уходит. Природная защита пропорциональна ущербу, который животное может причинить при прямом столкновении с особями своего вида.

Чем слабее и безобиднее животное, тем менее у него представлены механизмы защиты от внутривидовой агрессии.
И если поместить в одну клетку, то есть сжать в жизненном пространстве, двух беззащитнейших птичек, скажем горлинок, то одна из них непременно, будучи сильнее, заклюет другую насмерть, медленно и безжалостно.
Что такое человек в иерархии животного мира? Достаточно слабое физически существо, которое является всеядным.

Мало кто сегодня ходил бы на охоту, если бы приходилось управляться персональными ногтями и зубами.
Но человек когдато привязал к палке камень, и с тех пор оружие существенно усовершенствовалось. С помощью технологии человек подавил все проявления живой природы, и поскольку на этом актуальность межвидовой агрессии была исчерпана, она превратилась во внутривидовую.

А так как природа в отношении человека не предусмотрела инстинкта, запрещающего убивать себе подобных, то мы имеем, то что имеем.
Кроме того, против человека используются любые достижения науки. Курт Воннегут както заметил: «Что бы :ные ни делали, все равно у них получается оружие». Агрессия присуща человеку, его животной части.

От нее с. 1498 не уйти.
Ее может сдерживать культура. Но лучший способ избежать ее переориентация.



Содержание раздела