ЗНАЙ СВОЕ ТЕЛО


ЗНАЙ СВОЕ ТЕЛО
Согласно философии Самкхьи, человеческое существо состоит из 25 компонентов:
пуруша, или дживатма индивидуальная душа;
пракрити, или авьяката природа, или неразвившаяся материя;
буддхи, или махат интеллект;
ахамкара эго;
5 танматр 5 тонких элементов (обоняние, вкус, зрение, звук, осязание);
5 махабхут 5 грубых элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир);
5 джнянендрий 5 органов восприятия (нос, язык, глаза, уши, кожа);
5 кармендрий 5 органов действия (руки, ноги, органы речи, воспроизводства и выделения);
манас ум;

Все эти компоненты человеческого существа подвержены воздействию пронизывающих их трех гун — саттва, раджас и тамас или трех качеств — света, действия и инерции.
Аюрведа, индийская медицинская наука («аюс — «жизнь», «веда» — «знание», или «наука»), также принимает эту классификацию, но исключает пурушу, или дживатму, как стоящую вне ее задач. Она занимается только лечением болезней, но не индивидуальной душой, требующей очень много внимания. Поэтому Аюрведа занимается лишь 24 компонентами.
Кроме того, Аюрведа считает, что тело состоит из трех основных элементов: доша, или жидкости (органические), дхату, или вещественные ингредиенты, и мала, или нечистоты. Все они являются производными пяти махабхута:
Доши осуществляют физиологическую и физико-химическую деятельность организма. Дхату образуют определенные телесные структуры, выполняющие специфические действия. Мала — это загрязненные вещества; часть их используется для выполнения некоторых физиологических функций, а часть выводится из организма.
Считается, что при хорошем здоровье эти три элемента — доша, дхату и мала — находятся в состоянии равновесия. Если равновесие нарушено, то наступает болезнь.
Воздух, которым мы дышим, пища, которую мы едим, и жидкость, которую мы пьем, а также дхату и мала перемещаются по трубчатым каналам 13 видов, называемых срота. Они перечислены в Главе V. Срота вместе с дхату совпадают отчасти с системами современной анатомии.
Все древнеиндийские системы мысли, будь то Самкхья, Йога, Аюрведа или любая другая, считали, что личность представляет собой как психофизическую, так и духовную сущность. Это убедительно доказано в Упанишадах теорией о коша, или об оболочках (об этом говорится в Главе VI). Современная медицина также быстро приближается к подобным выводам, хотя пользуется другим языком. Древние методы опирались на философские и религиозные постулаты, основанные на анализе, разуме и знании.
По современным представлениям, человеческий организм — сложный механизм, состоящий из миллионов и миллионов различных видов клеток, продукты деятельности которых объединяются, чтобы создать разные физические структуры, такие, как кожа, ткани, мышцы, вены и артерии, жизненно важные органы, кости и т.д.
Материальное тело состоит из головы, туловища, рук, или верхних конечностей, и ног, или нижних конечностей (1).
На голове выделяют глаза, уши, нос, рот, подбородок, щеки, виски, лоб и темя. Внутри черепа находится мозг.
Шея и горло соединяют голову с туловищем.
Туловище делится на три основные части.
Верхняя часть, или полость грудной клетки, расположена от плеч до грудной диафрагмы и включает область груди с молочными железами спереди и сердце с легкими внутри. Задняя сторона называется областью спины.
Средняя, или брюшная, область находится между грудной и тазовой диафрагмами; внутри ее — желудок и органы пищеварения; в центре — пупок. Задняя часть состоит из поясничной и крестцовой областей.
Нижняя часть туловища расположена между тазовой диафрагмой и лобком. В ней находятся органы воспроизведения и выделительные проходы. Ягодицы расположены сзади. К верхнему концу каждой стороны туловища прикреплены руки, или верхние конечности. Они состоят из подмышечной впадины, плеча, локтевого сустава, предплечья, запястья, ладони и пяти пальцев — большого, указательного, среднего, безымянного и мизинца,
К основанию туловища прикреплены ноги, или нижние конечности. Каждая состоит из паха, бедра, колена с коленной чашечкой, голени, икры (позади голени), лодыжки, стопы, пятки, ступни, свода стопы и пяти пальцев (1).

к оглавлениюдалее


Содержание раздела