Пранояма - контроль за дыханием


Йога - это широкое понятие, включающее в себя и цель, и средства достижения этой цели. В переводе с санскрита йога буквально означает соединение, но в более широком толковании - то, что соответствует и то, что последовательно и неуклонно применяется. В первую очередь Йога - это религиозно-философская система.

Но в отличие от других философских систем в ней важное внимание уделяется тем средствам и техническим приемам, с помощью которых можно достичь конечной цели учения. Суть мировоззрения йогов заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или богом.

В этом йоги видят цель своей жизни.
Для того чтобы душа могла постигнуть бога и раствориться в нем, необходимо отвлечься от мирской жизни, представляющей собой внешнее, преходящее, неистинное бытие. Необходимо очистить свое сознание от конкретно-эмпирического содержания и сосредоточить его в самом себе.

Основную роль при этом играют искусство самовнушения и самогипноз.
Приняв подобную доктрину, йоги проводят свою жизнь в неустанном очищении и совершенствовании. И помогает им в этом в деталях разработанный сложный комплекс из физических упражнений, дыхательного контроля, норм гигиены и питания, а также соответствующей этики.
Однако физическое совершенствование не является самоцелью - это для йогов побочный продукт деятельности, только необходимая ступень. Главное в ортодоксальном йогизме - это методическое достижение состояния транса и мистического экстаза.
Возможность влиять на физиологические отправления с помощью различных физических и психических упражнений основана у йогов на древней вере в таинственную индивидуальную жизненную силу - кундалини. Они верят, что эта сила, подобно свернувшейся змее, дремлет в человеке - в нижней части позвоночного столба, где, согласно традиционной индийской медицине, расположен один из важнейших нервных центров.

Физические упражнения способны разбудить эту силу, и она, поднявшись в верхние части тела и объединившись с праной (животворящей силой), наделяет человека сверхъестественной энергией.
Для овладения этой энергией, а с ее помощью и возможностью соединения с абсолютным духом, Патанджали разработал восмеричный путь освобождения души, осваивая который, человек как бы поднимается к совершенству:
Дисциплина нравственности
1. Иама - воздержание
2. Нияма - культура, гигиена
Дисциплина тела
3. Асана - положение, поза
4. Пранояма - контроль, за дыханием
5. Пратьяхара - удаление чувств
Дисциплина ума
6. Дхарана - внимание
7. Дхьяна - созерцание объекта,
8. Самадхи - сосредоточение, поглощение ума объектом
Первые две ступени необходимы для того, чтобы человек не только сумел развить в себе физические силы, но умел пользоваться ими. Это своеобразная этическая подготовка.

Три последние ступени требуют большой физической выносливости, которая достигается через Хатха-Иогу (первые пять ступеней).
Далее пути совершенствования могут проходить через Раджа-Йогу (неограниченная власть над своими поступками), Карма-Йогу (долг и удел человека в жизни) или Бхакти-Иогу (всепоглощающая любовь к богу).
Конечная цель системы и методы ее достижения превращают йогов в безнадежных индивидуалистов. Йоги не пони мают социальной сущности человека.

Даже те немногие и; них, как например Норёндронатх Детто (Вивекананда), поднимавшиеся до понимания необходимости национально-освободительного движения в Индии, не осознавали движущих сил развития общества. Поэтому все попытки модернизировать, трансформировать Йогу - совершенно бесполезное занятие, так как человек, живя в обществе, не может быть свободным от него.
Однако часть Йоги, вернее те ее методы, которые позволяют с помощью физических упражнений и самовнушение влиять на психику и некоторые физиологические отправления человеческого организма, безусловно, заслуживаю! внимания.
Мы остановимся только на одной стороне понятия йога - соединение в человеке физического и психического Природа человека столь разнообразна и глубока, а физические и психические силы в нем столь тесно переплетены, что познание их и самовыражение представляется нам всегда в виде удивительных явлений, под которыми скрыть: борьба и равновесие этих сил. Методы тренировки йогов позволяют вскрывать резервы физических и психических возможностей человеческого организма, овладение которыми пока недоступно с помощью других способов тренировки.



Именно эта часть йогизма в большинстве случаев имеется в виду, когда говорят о системе йогов.
КТО ТАКИЕ ЙОГИ
Назначение естествоиспытателя как раз в том и заключается, чтобы в чудесах открывать законы природы
К. БЭР
В книге о физической культуре йогов должны, конечно, быть страницы с описанием поражающих воображение чудес, на которые способны йоги-профессионалы. Мы приводим лишь некоторые из них.
В 1837 году в Индии был проведен опыт захоронения йога Харидаза на 40 дней. Опыт проводился в присутствии тогдашнего правителя Пенджаба магараджи Синга, его двора и многих англичан и французов, среди которых находились два врача - Мюррей и Мак Грегор. Йог принял позу лотоса, его уши и ноздри залепили воском, а голосовую щель он якобы закрыл собственным языком. Затем его поместили в деревянный ящик и закопали. Над местом захоронения был посеян ячмень.

40 дней и ночей это место бдительно охраняли солдаты магараджи. После вскрытия захоронения йог был обнаружен в прежнем положении. Врачебное обследование констатировало отсутствие пульса и дыхания. Было сделано еще одно замечательное наблюдение: в день захоронения лицо йога было чисто выбрито и в момент обследования на его щеках не обнаружили волос. После обследования Харидаза передали его ученикам, которые быстро оживили учителя.

Такая эффектная демонстрация до сих пор популярна в Индии, хотя иногда подобные опыты заканчиваются трагически.
Директор школы йогов в Калькутте Шиам Сундар Госвэми рассказывает, что в детстве он был слабым, физически неразвитым и болезненным ребенком. Медицинские, диетические средства и обычные физические упражнения не исправили положения, и в возрасте 17 лет он вынужден был обратиться к 110-летнему йогу Кали Сингха. Но вскоре Сингх умер; Госвэми стал заниматься у знаменитого Балака Бхарати и быстро достиг поразительных результатов в своем физическом развитии.

Мышцы его увеличились в размерах, возросла их сила; твердость мышц в напряженном состоянии стала так велика, что можно было безболезненно сжимать их железными щипцами.
О своем учителе Госвэми пишет, что однажды видел, как Бхарати переломил сосновый ствол, с которым не справились шесть здоровых мужчин. В другой раз Бхарати в течение более чем получаса держал обнаженными пальцами металлическую сковороду над огнем, пока в ней поджаривалось жаркое, не ощущая при этом никакой боли или не показывая, что он ее ощущает.
Йог К. Раммурти в свое время производил сенсацию, удерживая на груди слона. Он объяснял свои успехи эффективностью физических упражнений йогов, особенно дыхательных.
Йог Сисала из Мадраса мог в течение длительного времени находиться в воздухе в позе лотоса, лишь слегка касаясь правой рукой прочного шнура, натянутого между двумя стойками.
Палавар мог удерживать себя в горизонтальном положении около четырех минут, опираясь одной рукой о трость, прочно укрепленную в земле. Затем, оставаясь в горизонтальном положении, он начинал медленно опускаться от вершины трости к ее основанию.

Все это время Палавар находился в состоянии транса и был настолько окоченевшим, что пятеро мужчин не могли согнуть его тело. После демонстрации йога подвергли активному массажу и водным процедурам.
Все это было давно, скажет читатель, и может быть искусно выполненными фокусами. Что ж, сомнение возможно. Сомнение - один из испытанных путей к достижению истины. Однако настоящие йоги не перевелись до сих пор. Свои способности они демонстрируют не только в Индии, но и в Японии, США, в Европе.

Например, в 1949-1950 годах состоялась серия демонстраций в Париже, Цюрихе, Стокгольме и в Лондоне.
Ученик Госвэми Праманик в 1949 году на заседании Парижского физиологического общества демонстрировал хождение босыми ступнями по раскаленным углям и произвольные движения гладкой мускулатуры внутренних органов. Среди способностей, которые йоги демонстрировали в конце 1955 года гостям из Советского Союза были и такие: йог обнаженной спиной лег на битое стекло, на живот ему положили доску, на которую наехал грузовой автомобиль.
А вот что рассказал директор Софийского института суггестологии Г. Лозанов, побывавший в Индии и специально занимавшийся изучением различных опытов йогов. Йог Саа - адвокат по профессии, который в течение года сумел развить в себе сверхпамять, во время демонстрации быстро и точно запоминал колонки восемнадцатизначных цифр, безошибочно определял название дня недели для любой даты между 1901 и 1999 годами; блестяще запоминал расположение десятка предметов, стоя к ним спиной и только на мгновение к ним прикасаясь. На протяжении двух дней доктор Вий демонстрировал Лозанову стопроцентное отгадывание задуманных им слов.

Вий узнавал предметы с закрытыми глазами и читал книгу затылком. В одном из экспериментов наедине с Вием Лозанов написал на бумаге довольно редкое славянское имя (своего сына - Бояр) на английском языке и положил бумагу на стол текстом вниз.

Вий не произнес все слово, но точно назвал каждую букву.



Содержание раздела