Асаны — позы


ПУТЬ ЙОГИ
Асаны — позы
Асаны — отличительная черта йоги. Они переносят упражняющегося из физического плана в духовный. Они — начало и основа йога Видьи.
Бытует мнение, будто Йога Сутра Патанджали не занимается физическим аспектом йоги, и речь там идет исключительно о духовной садхане, а упоминание об асанах является лишь случайным совпадением. Считается также, что Хатха Йога Прадипика касается только физической стороны, духовное же упоминается в ней как бы мимоходом. Обе эти точки зрения представляют собой ошибочное толкование философии йоги.
Первый раздел Хатха Йоги Прадипика описывает яму и нияму такими, какими они приводятся в разных писаниях о йоге, не входя в детали, так как их универсальная применимость общепризнана. Поэтому трактат начинается с третьей стадии, с асан, которые приводятся во всех деталях; постепенно описывая все ступени, которые ведут от привязанности к освобождению, он готовит ученика к стадии самадхи.
Под словом «асана» подразумевается принятие телом определенной позы с мыслью (bhavana — «воображение»), что Бог — внутри нас. Асана должна быть устойчивой (стхира), с тем чтобы не погасить божественную искру внутри нас. Асана джая, или овладение асанами, приходит тогда, когда прекращается усилие и наступает стабильность. Стабильность приводит к состоянию сукхаты, или блаженства. Асана, выдерживаемая в таком состоянии, выполняется уже не физическим или физиологическим телом, а внутренней самостью. В этом состоянии тело становится нам подвластным, двойственность исчезает и упражняющийся достигает единства тела, духа и души.
Великий Патанджали говорит об асанах следующее:
Поза придает устойчивость телу и уравновешивает ум.
(ПЙС II,24)

В Хатха Йоге Прадипика, где речь идет об асанах, утверждается;
Практика асан придает устойчивость телу,
освобождает от болезни
и придает легкость всему существу.
(ХЙП I,17)

Комментируя эту шлоку, Брахмананда утверждает, что практика асан укрепляет тело, устраняет раджас, или колебания разума, придавая сознанию устойчивость, подтверждая тем самым сказанное Патанджали о стхирате и сукхате. Стхирата означает твердость, в то время как сукхата характеризует состояние духа, а не тела. Мы не говорим, что тело счастливо, а говорим, что ум удовлетворен. Таким образом, сукхата означает не комфорт, как это иногда толкуется, а умиротворенность души. Поэтому обе эти шлоки означают одно и то же.
Можно сказать, что Хатха Йога Прадипика разрабатывает асаны и постепенно ведет к самадхи, тогда как Йога Сутра Патанджали точно и подробно описывает асаны в контексте о самадхи. Обе утверждают, что начинать следует с физического и постепенно переходить к духовному.
Тело и дух взаимосвязаны и взаимозависимы. Любое нарушение в теле вызывает нарушение духа, и наоборот. В йоге тело и дух воспитываются посредством неуклонного процесса практики асан, чтобы предотвратить любое нарушение в их функционировании. Такая практика дает здоровье, уравновешенность, подвижность и иммунитет от болезней. Секрет победы над телом заключен в овладении позами йоги.
Посредством этого существенного шага садхака движется к духовности и самореализации.
Пранаяма — контроль над дыханием
Пранаяма — это контроль над дыханием, конечным результатом которого является успокоение духа и нервной системы. Тело и дух становятся толерантными. Польза пранаямы описывается следующим образом:
Управление дыханием, выполняемое должным образом, искореняет все болезни.
(ХЙП II,16)

При надлежащем контроле над дыханием пульс становится устойчивым и регулярным, тело приобретает гибкость, а цвет лица становится лучезарным. Патанджали так описывает эффект пранаямы:
Практика контроля над дыханием ведет к очищению сознания. Пранаяма растворяет оболочку, скрывающую внутренний свет. Подобное состояние сознания способствует сосредоточению.
(ПЙС II,52,53)

Прана — это воздух, дыхание, сама жизненная сила, аяма означает увеличение его длины, глубины и объема. Таким образом, систематическое удлинение вдоха и выдоха, как и паузы между ними, является контролем над дыханием.
После овладения мастерством йоговских поз пранаяма — следующий шаг. Она представляет собой способ сделать дыхание более глубоким и тонким и до предела систематически контролируемым.
Контроль за дыханием включает три важные функции: выдох, вдох и задержка.
Речака (recaka) — выдох. Прана-вайю, или жизненная сила, сконцентрирована в области пупка. Она поднимается вверх, проходит через сердце и легкие и ищет себе выход через ноздри. Это речака, или выдох.
Пурака — вдох. Чистый воздух, проникая снаружи через ноздри, проходит через легкие и сердце и направляется в область пупка, где сконцентрирована жизненная сила. Это пурака, или вдох.
Кумбхака — задержка. Кумбха означает «сосуд». Подобно сосуду, который можно наполнять или опустошать, задержка также бывает двух видов — антара кумбхака, или задержка после вдоха, и бахья кумбхака, или задержка после выдоха. Антара кумбхака — это пауза после вдоха, при котором легкие наполнены до предела. Бахья кумбхака — это пауза после полного выдоха, т.е. после полного отсутствия воздуха в легких.
Кевала-кумбхака. Имеется и другая ступень задержки, более продвинутая, чем две предыдущие, когда процесс дыхания совершается непроизвольно и цикл вдох-выдох сознанием не воспринимается. Этот процесс протекает за пределами вдоха, выдоха, времени и пространства. Это кевала-кумбхака. Это состояние испытывают только в дхьяне.
Практика пранаямы приносит упражняющемуся двойную пользу, заключающуюся в джапа садхане и бхакти садхане. Джапа садхана — это практика повторения мантры или священного слога «Хамсах». «Хам» здесь заменяет «ахам», или «я»; «сах» означает «он». Вместе это означает «я семь он». Индивидуальная душа постоянно повторяет эту мантру в виде исходящего дыхания жизни, звучащего как «хам», и входящего дыхания в виде звука «сах». Эта молитва бессознательно повторяется в течение всей жизни. Ее называют «Аджапахамса видья», или знание неосознанной молитвы.
В бхакти садхана упражняющийся вместе с вдохом впитывает космическую энергию, соединяет космическую энергию с индивидуальным эго посредством задержки после вдоха, а посредством выдоха подчиняет свое эго и сливается с универсальным духом.
Пратьяхара — дисциплина чувств


В процессе мировосприятия (мироощущения) наши пять органов чувств приходят в соприкосновение с внешним миром. Эту экстравертированность органов чувств, вызванную их обращенностью к мирским объектам, следует ограничить и направить внутрь, к истоку всего сущего. Процесс удерживания чувств в себе или их ограничение называется пратьяхарой.
Процесс приобретения самопознания выглядит следующим образом: предмет, орган чувства, дух и душа — все вместе соединяются и образуют познание. Любое нарушение этого соединения подобно разрыву в цепи. Если одно звено сломано, происходит разрыв. Общеизвестно, что, если ум занят чем-то посторонним, происходящее перед нашими глазами не производит на нас впечатления; мы называем это рассеянностью или задумчивостью. Однако это состояние неравноценно пратьяхаре. В состоянии задумчивости ум занят какой-то мыслью, и органы чувств оторваны от внешних объектов, в то время как в пратьяхаре сознание преднамеренно отворачивается от органов чувств, так что они теряют контакт с внешними объектами. Этот контроль над сознанием, предохраняющий его от рассеяния по объектам внешнего мира, называется пратьяхарой. Когда рассеянный дух (читта) полностью контролируется, органы чувств также находятся под контролем. Владение органами чувств и обращение их внутрь и есть пратьяхара.
Дхарана — сосредоточенность
Патанджали определил сосредоточенность как фокусирование (обращение) всех чувств на индивидуальной душе. Шандилья Упанишада описывает пять способов достижения сосредоточения: концентрация сознания на индивидуальном Я; развитие внутреннего видения; контролирование состояния пяти элементов в организме; постоянная память о Брахмане и мысль об Шта Девате — личном божестве.
Под действием пяти тонких элементов (панча танматра) — обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха — дух постоянно блуждает в разных направлениях. Восприятие этих тонких элементов осуществляется органами чувств: носом, языком, глазами, кожей и ушами. Садхака должен научиться удерживать дух от блуждания и направить его внутрь, на собственную самость. Состояние, при котором дух, интеллект и Я сосредоточены на самости, и есть дхарана. После того как садхака овладел этим умением, он готов к следующей ступени — дхьяне, или медитации.
Дхьяна — медитация
Когда садхака поддерживает и удерживает фокус внимания непрерывно во время концентрации, будучи при этом не связанным ни временем, ни пространством, то он переходит в состояние медитации, или дхьяны. В подобном состоянии глубокой сосредоточенности и стабильного протекания медитации тело, дыхание, сознание, интеллект и эго сливаются в единое состояние бытия. Медитация — это слияние индивидуальной души с универсальной.
Чем глубже река, тем спокойнее текут ее воды. Точно так же, чем глубже концентрация ума, тем спокойнее состояние медитирующего. В Шандилья Упанишаде описываются две разновидности медитации: сагуна и ниргуна. Сагуна означает «опора», ниргуна — отсутствие опоры. При медитации сагуна медитирующий сосредоточивается на личном божестве, обладающем определенными качествами и атрибутами, в то время как в ниргуне сосредоточение не имеет пределов и садхака не прибегает к опоре на какое-либо божество; здесь нет сосредоточения на мысли, а трансцендирующее сознание преодолевает представления о названиях, форме, цвете и качестве.
Самадхи — самореализация
Восьмая, завершающая ступень йоги — самадхи. Подобно реке, которая, вливаясь в океан, теряет свою идентичность, индивидуальная душа сливается с Абсолютом. На этой стадии внешняя и внутренняя сущность садхаки погружена в медитацию. Медитирующий, акт медитации и ее объект теряют свои отличительные черты и сливаются в единое видение всей Вселенной. Медитирующий испытывает высшее блаженство, свободное от удовольствий, боли и страданий.
В самадхи собственная сущность приносится на костер Брахмана,
она возносится и превращается в Высшую Сущность,
становясь с ней одним целым.
(БГ IV,24)

Стрелок (садхака), вооруженный луком дхьяны (медитации) и стрелой читты (духа), выбрав целью собственную самость, внимательно посылает стрелу и без промаха достигает цели (осуществления). В этом состоянии дифференциация [вещей в мире] отсутствует.
В этом заключается наивысшее достижение Йогангонуштханы, или практики всех ступеней йоги, начиная с бахиранга садханы (внешнее стремление), продолжая антаранга садханой (внутреннее стремление) и кончая антаратма садханой (самое сокровенное внутреннее стремление).
Тропа Преданности (бхакти йога) и Тропа Действия (карма йога), подобно рекам Ганге и Ямуне, сходятся и текут вместе к Тропе Знания (джняна йога), к слиянию с невидимой рекой Сарасвати, где бхакти, карма и джняна становятся единые целым. Это конечное блаженство. к оглавлениюдалее


Содержание раздела