Эффективная работа с телом


А теперь собственно то, что хотелось бы обсудить:
1). Для эффективной работы с телом и, особенно, с сознанием нужно
ОТСУТСТВИЕ физических и психических помех (которыми являются те же виньясы! — В.Б.), спокойствие и незамутненность ума. Но, состояние, присущее человеку от природы, не всегда отвечает критериям здоровья, силы и выносливости.

Поэтому часто необходим не только сброс напряжений и уравновешение, но также физическая и психическая тренировка. При этом особенно эффективен именно баланс тренирующего и восстанавливающего воздействий.
2).Абстрагирование сознания от впечатлений внешнего мира, релаксация, концентрация, использование функций бессознательного возможны и в динамике. Например, в дальневосточных системах, таких как дзэн, навыки пассивной и активной медитации вырабатываются применительно к повседневности. Развивается восприятие, а также осознание и внутреннего и внешнего мира.

Конечно, глубина релаксации и концентрации в статическом режиме выше, чем в динамическом (хотя всё зависит от качества практики), но у каждого из них свои задачи.
В системе дзен есть понятия относительного и абсолютного самадхи. Первое это степень реализации аналогичного йоге алгоритма в условиях выполнения какого-либо действия и относится к активной медитации. Второе — в условиях полного обездвиживания и полного торможения деятельности сознания, относится к медитации пассивной.

Существует концепция работы сознания как самоформирующейся структуры на основе трёх нэн-действий (восприятия, осознания — распознавания, оценки — и самоосознания). В силу существования данной структуры, соответственно избирательности восприятия, стереотипов оценки и действия, отражение действительности и действия в ней имеют определённую, иногда значительную погрешность. Посредством реализации самадхи определённой глубины, человек получает возможность чистого восприятия (не избирательного, более широкого, свободного, без оценки), замечает зазор между воспринятым и имеющейся оценочной структурой, более адекватно осознаёт и действует. Активная медитация в дзэне применяется для достижения равновесия, отрешённости и адекватного, спонтанного действия именно в повседневности.

Осталось добавить, что в дзэне самадхи не цель, а инструмент, да и целью йоги может быть искусство жизни.
3). Относительно целей классики в работе с телом. Развитая система должна быть универсальной, из которой каждый может выбрать для себя нужный уровень и аспект тренировки, будь то оздоровление, тренинг, либо реализация каких-либо специфических качеств, или возможностей.

Именно с этими целями человек, как правило, приходит к йоге, а не с желанием поднять Кундалини или непонятно зачем достичь самадхи. А делать в совершенстве круги, или сеты не так уж плохо. Это способ самопознания и самовыражения, шлифовки тела и духа.

Есть замечательное высказывание одного из мастеров каратэ: Человек делает ката (комплекс формальных упражнений), ката делает человека.
4). О духовном развитии: вопрос зело не простой. Оно возможно не только в классической йоге, и не только в йоге вообще.

Духовное больше относится к содержанию, качеству действия. Это вопрос не только физической эффективности и ментальной дисциплины (т.е. реализации алгоритма йоги), но также (в частности с помощью технологий психофизического тренинга) формирования и самоформирования личности, её цельности (сочетания естественности, спонтанности и сознательности в действиях и проявлениях), познания мира и самопознания, творческого самовыражения и ... Всё дело в том, к чему человек стремится, чем наполняет свою практику. Статическую, динамическую, или повседневную.

И чем практика наполняет человека. Ещё раз sorry за длинный опус и возможное злоупотребление Вашим вниманием.

С уважением, Nick.
АЮТ: Я тоже хочу поразмыслить... Не возражаете?

Воспользуюсь Вашей нумерацией для обсуждения.
1). Я считаю что вы недооцениваете тренирующий эффект классической йоги.

Она не энергозатратна, но регулятVры воспринимают нагрузку как околопредельную и реагируют соответственно. Учась в университете, я выступал за факультет во всех видах многоборья и был весьма полезен команде, хотя в этот период форму поддерживал и повышал только йогой (притом не Джойсовской!).



И тренирующий и восстанавливающий эффект в йоге сплетены воедино, что в частности, здорово экономит время.
2). Есть стройный расклад разных состояний сознания по энцефалограмме.

Спокойно бодрствующий человек демонстрирует альфа-ритм в коре полушарий мозга. Если подавать звуковой раздражитель — альфа-ритм собьется, при регулярном повторении раздражителя — реакция слабеет и сходит на нет (адаптация). Йог в самадхи не даёт реакции блокады альфа-ритма в ответ на аналогичный раздражитель. Он в танке.

Продвинутый адепт дзен в медитации не адаптируется к регулярно повторяющемуся раздражителю — реакция блокады альфа-ритма остаётся. У него всё как в первый раз.

И тот, и другой вид медитации активирует правое полушарие. Но йога как бы концентрирует до потери чувства Я (в пределе), а дзен как бы расширяет до потери чувства Я (в пределе).

Методики разные, хотя цель (активировать правое полушарие) одна. Мы тут по йоге встреваем, на языке дзен говорим не всё, не везде и не всегда успешно. И то, что в дзен слова йога, самадхи тоже используются — только запутывает понимание.

Чистое восприятие, за которое вы агитируете — это что имеется в виду? То, что в книге Кацуки Сэкиды написано? Или в иной? Если не уточнить, то, как бы и обсуждать нечего. А спонтанно в повседневной жизни, например, печь хлеб или больного лечить — это как?

Вы против влияния установок на процессы перцепции? Допустим это нехорошо, но имеет ли это отношение к теме форума?

Может лучше конкретизировать и обсуждать по кусочкам?
3). Против универсальности, гармонии, совершенствования, самопознания и самовыражения возражать боязно, поэтому спрячусь за спину великого:). Вы, ИМХО, недооценили ответ Виктора в той части, где он говорит: крутить виньясы в медитативном состоянии сознания, не овладев идеально асанами, их составляющими, нельзя. Для этого нужно довольно много времени и энергозатратной работы. А времени жалко, хотя красиво выглядеть, конечно, хочется.

Если не брать чистоту выполнения и наполнение усилием, то все движения подавляющего большинства ката способен выполнить любой здоровый человек с улицы. Но ни один человек с улицы не в силах выполнить все движения первого уровня Аштанга-виньясы. Разница есть?

Опять же о ката. Я не слышал, чтобы кто-то исследовал происходящее с альфа-ритмом у мастеров каратэ, здесь наука молчит. Но есть мой личный опыт. От большого количества ката возникает озверяж — типа боевого экстаза. Полезно иногда, но при чём тут мы — мирные йоги?

Тайцзицюань куда менее затратно, нежели каратэ. От большого количества тайцицзюань самой мягкой школы Ян возникает высокий тонус, чувство блаженной лёгкости и внутренней гармонии. Но это, во-первых, гораздо более щадящая практика, чем виньясы и вкус состояния сильно отличается от йоги и дзен — во-вторых. Другая практика, другие методы, результаты отличаются.

Вроде бы по описанию похоже на то, что Виктор в своей новой книге описывает, когда рассказывает о разных физиологических режимах (режим Б, если не путаю). Ну, так там же и показано, что это — это, а йога — не это.

Ещё зацепочка — Вы точно хотите, чтобы Вас делал тот, кто создал то ката, которое Вы делаете?
4). Прежде чем говорить о духовности, надо бы о терминах договориться.

Для начала — объяснили бы простыми словами, что Вы в четвёртом пункте сказать хотели, а? Не прикалываюсь, я не злобный формалист, нет. И ВСБ, я уверен, модернистам дурного не желает. Просто хотелось бы определить те ориентиры в теории и практике, что позволили бы не путаться в себе и тренировочных методах.

Для чего всё это им и затевалось, ИМХО. С уважением, АЮТ, 28 марта 2001. . Обратимся к одному из главных постулатов Сутр: .../Или/ сосредоточении сознания на бесконечном... /асана достигается/ (99, с. 143).
Как можно расслабить мышцы? Разумеется, мысленной командой, после чего возникают физические признаки, подтверждающие её выполнение.

Первый этап мышечной релаксации — специфическое ментальное усилие, которое сопровождается ощутимым (иногда) расходом нервно-психической энергии. В повседневности человек использует лишь несколько стандартных (архетипических, наименее энергозатратных) положений тела и их вариантов (сидя, лёжа, стоя и т.д.).
В девяноста девяти случаях из ста новичок, самостоятельно приступивший к освоению асан, будет пытаться выполнить их как на картинке, ведь без труда не вынуть и рыбку из пруда. В данном случае старание — это привычка, самое время вернуться к началу главы и перечитать эпиграф. Любая незнакомая физическая деятельность порождает усилие тела и ума (соображающего по ходу, как лучше её реализовать), следовательно, в ней представлены мышечная, ментальная и нервно-психическая составляющие. Хотя цель асаны — только известная форма, новичок добросовестно СТАРАЕТСЯ согнуться, чтобы возможно более точно повторить картинку.

Со временем приходит понимание, что это мартышкин труд, тогда — если усердие не превозмогает разум — человек вникает в данное Сутрами определение, начиная расслабляться. При этом выясняется, что процесс вполне доступен, правда надо бы релаксацию углубить, но что-то мешает этому.



Содержание раздела