Целительные руны


Необычной и неоднозначной была уже первая книга Ральфа Блюма «Книга Рун», русский перевод которой недавно увидел свет в издательстве «София». Изменение автором порядка следования рун в Футарке священного порядка, придание рунам не совсем традиционных значений и многое другое делают таковой первую книгу. В этой, новой книге автор, на сей раз в содружестве с известной в США целительницей, делает новый шаг в том же, вероятно, направлении создает специализированный рунический оракул.

Назначение его следует уже из первых слов Томаса Мора, написавшего предисловие к английскому изданию: «Человек всегда нуждается в лечении, так как все мы не вполне здоровы душой и телом».
С парадоксом этой книги мы сталкиваемся уже на первых ее страницах. «Мы разделяем привычное для западных людей недоверие к язычеству, суевериям и магии», пишет Томас Мор. Согласитесь, несколько странное начало для книги, базирующейся на магическом алфавите языческого времени. Авторы, как кажется, целиком разделяют мнение Церкви, которая, словами того жеора, «выступает против представления о своего рода магической вселенной, в которой какие-то оп-эеделенные действия сами собой производят результат».

Но если вселенная не-магична, то как в ней могут действовать руны, и если «определенные действия» в ней не могут «производить результат», то какое «исцеление» предлагают авторы читателю?
Признаюсь, первым, что лично у меня вызвало некоторую настороженность при знакомстве с этой книгой, была императивная уверенность фразы, ее открывающей: «...все мы не вполне здоровы душой и телом». Сьюзен Логан пишет в своем Предисловии: «Напряженно трудясь, сохраняя веру и крепость духа, мы несли исцеление в мир».

Что же есть «исцеление», которое «несут» авторы, и может ли оно вообще быть в их мире в мире, где нет ни одного здорового человека?
Попытаемся понять, что есть «исцеление», которое авторы предлагают читателю. Несмотря на то что они действительно используют древний северный магический алфавит, своими построениями они фактически отрицают основной постулат северной Традиции постулат о том, что у всего есть свои причины и свои следствия, а значит, и основной нравственный закон Севера ответственность за
себя и свои поступки. Задумайтесь над их словами о том, что сострадание и жалость есть главный источник «исцеления». Со-страдание, то есть страдание вместе, подразумевает, что более сильный, более мужественный, более мудрый перекладывает на свои плечи часть страдания более слабого, более глупого, а значит снимает с него ответственность, отрицая, что все наши беды имеют источник только в нас самих. Это подобно известному «парадоксу милостыни» чем больше мы подаем на улице нищим, тем больше нищих становится: зачем слабому работать, если он знает, что можно получить деньги от сильных?

Так есть ли страдание вместе с больным путь к исцелению?
Весьма специфическое по крайней мере, если говорить с точки зрения Традиции отношение авторы выражают и к самому страданию. «Вновь и вновь, пишет Сьюзен Логан, жизнь учила меня, что несчастья могут быть так же целебны, как радость и счастье». И чуть ниже с восторгом цитирует слова Робина Норвуда: «Мы можем поверить, (...) что наше страдание имеет и смысл, и цель, и достоинство».

Не решусь спорить, возможно, в утверждении, что страдание достойно, осмысленно и даже целебно, и есть некий смысл но только не в северной Традиции.
Одними из основных ценностей северной Традиции являются Сила и Благо, - то Благо, которое человек сумел создать своей жизнью. Именно этими ценностями сильный человек князь, маг, воин делится в представлении древних Нордов со слабыми.

Совсем несложно увидеть, что идея данной книги полностью противоположна вместо поддержки и помощи, которые суть распространение Силы и Блага (от сильных к слабым), авторы предлагают жалость и сострадание, которые суть распространение бессилия и боли (от слабых к сильным)...


...И все же наиболее парадоксальным в данной книге является именно то, что подобные взгляды, которые древние норды, несомненно, сочли бы взглядом из «лагеря слабых», привязаны к древнему северному священному алфавиту. Выглядит закономерным, что из этого алфавита в результате авторской «адаптации к современным условиям» исчезли руны Дороги, Победы, Силы, место которых заняли руны Стыда, Сострадания, Страха.

Вопрос, который напрашивается, Ральф Блюм задает себе сам в своем Предисловии: «Я только что взял алфавит двух тысячелетней давности, изменил порядок букв в нем и переложил древнее толкование оракула на современный язык*. (...) Я спросил себя: имею ли я право предпринять новую попытку адаптировать изначальные Руны?» И абзацем ниже сам же себе отвечает: «Я теперь твердо верю, что принялся за эту работу по Божьей Воле». Ну, что же...
...Авторы несомненно правы в одном: эта книга действительно исполнена сострадания и жалости и она действительно принесет облегчение тем, кто его жаждет.

  • Речь идет о предыдущей книге Р. Блюма «Книге Рун». АЛ.



Человек всегда нуждается в лечении, так как все мы не вполне здоровы телом и душой. Вот почему значительную часть своей жизни мы посвящаем той или иной «медицине». Беда нашего времени в том, что излечение наше всегда частично и мы никогда не доводим его до конца. Мы ставим грань между болезнями тела, эмоциями, ценностями и взаимоотношениями.

Мы слишком полагаемся на разум и технологию, думая, что стоит лишь нам понять причину наших страданий, как мы тут же исправим это. Нам кажется, что если мы отыщем самого лучшего специалиста по современным технологиям, то нам удастся заполучить секретный эликсир физического и душевного здоровья.
Люди, свободные от плена современных представлений, смотрят на болезни иначе. У древних греков был обычай приносить жертву в храме бога врачевания Асклепия и проводить там всю ночь в надежде на исцеление. В наши дни некоторые общины консультируются у духовных лиц или шаманов, сведущих в травах и толкующих сны.

Люди сейчас иногда пытаются перенять у народной медицины ее средства и методы, но совершенно очевидно, что нельзя так сразу, вдруг, вернуться в примитивное состояние и сделать вид, что современной медицины и терапии никогда не существовало. Мы должны признать наличие серьезных пробелов в наших подходах к исцелению, пересмотреть их с учетом всех имеющихся у нас материалов и свидетельств, а затем разработать новые вдохновляющие пути лечения.
Мы осознаем, что наше исцеление, особенно если речь идет о душевных расстройствах пагубных пристрастиях, депрессиях, эмоциональных сдвигах, развале взаимоотношений, невозможно без глубокого понимания сути проблемы. Поэтому мы осаждаем лекарей, терапевтов и покупаем книги, в которых говорится, в чем мы не правы и как нам вернуться на путь истинный.

Но я подозреваю, что мы в своих попытках проникнуть в суть дела идем недостаточно далеко. Мало ухватиться за новую теорию или метод лечения, сулящие избавление от душевных невзгод.

Мы должны радикально изменить свою жизнь, изменить точку отсчета, избавляясь таким образом от многих противоречий в нашем мировоззрении и философии, раскалывающих нас и причиняющих нам боль и страдание. В наших попытках понять суть происходящего «Целительные Руны» Ральфа Блюма и Сьюзен Логан могут стать надежным руководством.
Революция в путях познания стала для нас жизненной необходимостью. В наше время существует тенденция решать все вопросы при помощи ума.

Если речь идет о спорте, то, вместо того чтобы самим заниматься физическими упражнениями, мы обсуждаем цифры и результаты. В процессе обучения мы забиваем свою голову фактами вместо того, чтобы попытаться понять те вещи, которые не поддаются измерению.

В психотерапии нам интересны причины и объяснения, а не пути к исцелению человеческой души. Для избавления от беспокойства и уныния, характерных для нашего времени, мы нуждаемся в расширении нашего знания, выходе за пределы простого объяснения туда, где душа находится в движении и, следовательно, изменяется и исцеляется.
Я привык думать, что ответ можно найти при помощи интуиции и что мы можем каким-то образом извлечь блестящие идеи из этой части ума, которой обычно пренебрегают. Но теперь я понял, что интуиция в основе своей не деятельность ума, а позиция в мире и метод познания, который может стать руководством для души, хотя, возможно, ему и не удастся удовлетворить страстное желание ума к ясным и недвусмысленным ответам.



Содержание раздела