Удельный вес производства материальных благ


в-третьих, это полезности, не заключенные и не воплощенные ни в каком предмете, а состоящие только в оказании услуг"1. Трактовка, признающая непроизводительным только тот труд, который воплощается в материальных и нематериальных благах, не обладающих актуальной полезностью, была предложена в потенциальной форме еще Ж.Гарнье2, затем гораздо полнее сформулирована У.Джевонсом3 и, наконец, получила наиболее адекватное выражение в работах А.Маршалла4. Сокращение удельного веса производства материальных благ легче всего прослеживается на примере снижения доли занятых в нем по отношению к общему числу работающих во всех отраслях народного хозяйства. Этот процесс отчетливо просматривается на протяжении нынешнего столетия. Так, в 1900 году в США в сфере материального производства трудилось около 13 миллионов человек, тогда как в сфере услуг - не более 5 миллионов. К концу 80-х годов эти показатели составили соответственно 35 и 65 миллионов, то есть рост численности занятых в материальном производстве не превысил 2,7 раза, а в сфере услуг достиг 12,5 раза5. Данные о быстром увеличении числа занятых в сфере услуг содержатся в большинстве исследований, посвященных современной западной экономике.

В весьма благополучные в этом плане для США 70-е годы, когда было создано 19 миллионов рабочих мест, только 11 процентов новых вакансий пришлось на всю сферу материального производства, из них лишь 5 процентов на промышленный сектор. Около 17 миллионов человек нашли применение своим способностям в сфере услуг и производстве информации1.
Западные авторы, подчеркивающие постиндустриальный характер современных обществ, в своих исследованиях стремятся показать всю значимость прорыва, достигнутого в сфере услуг (так называемом "третичном" секторе) и производстве информации ("четвертичном" секторе). Например, Д.Белл отмечает, что фабричный пролетариат в собственном смысле этого слова составлял в США к концу 80-х годов не более 17 процентов общей численности рабочей силы, и выражает уверенность, что к 2000 году данный показатель снизится до 10 процентов2.

Несколько ранее Д.Бэрч из Массачусетского технологического института, вычленив категорию работников, непосредственно занятых в производственных операциях (engaged directly in manufacturing operations), пришел к выводу, что их доля в структуре рабочей силы не превышает 12 процентов3.
В начале 80-х годов в США, а немного позже и в других странах западного мира валовой продукт сферы услуг превзошел валовой продукт сферы материального производства. При этом темпы его прироста в сфере услуг в 80-е годы опережали аналогичные темпы в материальном производстве: во Франции - в 2 раза, в США и ФРГ - в 6 раз, а в Англии - в ЗО4. Исследования конца 80-х годов показали, что среди ста крупнейших американских корпораций, действующих в сфере услуг, объем продаж на одного занятого в 1,4 раза превысил соответствующий показатель в материальном производстве, причем десять корпораций достигли объема продаж до 35 миллиардов долларов в год, а темпы их роста составили в годовом исчислении от 41 до 170 процентов; максимальная доходность - более 1 миллиона долларов чистой прибыли на одного занятого1.

Прогнозы, сделанные в это же время, однозначно свидетельствовали о прочности сложившихся тенденций: специалисты ожидали прироста занятых в сфере услуг в американской экономике в 16,6 миллиона человек при увеличении соответствующего показателя в сфере материального производства лишь на 500 тысяч2.
Таким образом, в качестве провозвестника экспансии творческой деятельности мы рассматриваем, пусть и весьма условно, существенное расширение сферы услуг, понимаемой на данном уровне анализа исключительно как антипод материального производства. Это говорит о том, что началась реализация немаловажной предпосылки становления творчества в масштабах всего общества: снижения значимости материального производства, освобождения значительной части общества от деятельности, непосредственно направленной на создание материальных благ.



Однако подобный подход страдает, на наш взгляд, объективизмом, тогда как мы стремились показать, что творческая деятельность определяется в первую очередь ее субъективными чертами. Поэтому было бы правильным исходить не из расширения сферы услуг как таковой, а проанализировать ее внутреннюю динамику.
Второе. Творческий процесс предполагает как необходимое условие его становления не только преодоление доминирующей роли материального производства, но и возрастание роли тех отраслей деятельности, где, согласно Д.Беллу, взаимодействие человека с преобразованной им же самим природой замещается взаимодействием человека с себе подобными3.

В советской социологии данный процесс расценивался как расширение сферы субъект-субъектных взаимодействий4.
Сфера услуг, рассматриваемая зачастую как нечто единое (что присуще и российским, и зарубежным исследователям), таковой в действительности не является. Внутри данного сектора народного хозяйства проходит грань, гораздо более принципиальная, нежели та, которой обычно отделяют сферу услуг от материального производства. С одной стороны, перед нами сектор, в котором оказываются услуги, направленные на совершенствование человека, выступающего, как это ни парадоксально, в качестве вещества природы. Сюда относятся фактически все бытовые услуги: транспорт, связь, работа парикмахерских, салонов красоты, общественное питание и так далее, не говоря уже об услугах по ремонту, как непосредственно продолжении процесса материального производства. Иначе говоря, здесь мы имеем дело с такой деятельностью, в которой человек предстает ее объектом, преобразуемым с целью достижения определенного результата.

Нельзя не заметить ряд фундаментальных черт сходства данных отраслей с отраслями материального производства: соизмеримость затрат и результатов, воспроизводимость продукта; нетрудно найти и другие характеристики, роднящие эту область человеческой деятельности с материальным производством. С другой стороны, существует иная часть сферы услуг, которая может с гораздо большим основанием, чем первая, называться "непроизводственной"1. Речь идет об услугах, реализовать которые невозможно без активного участия не только тех, кто их оказывает, но и тех, кто ими пользуется.

Эта "непроизводственная услуга", как именуем ее мы, или "human service", как называет ее Д.Белл2, и есть то экономическое явление современного общества, развитие которого наиболее полно по сравнению с другими объективными, отражаемыми статистикой процессами свидетельствует как о присутствии творческой деятельности в нынешних хозяйственных системах, так и о степени этого присутствия.
К данным отраслям можно отнести всю сферу образования, любое производство и потребление информации, культуру в целом, отрасли так называемых социальных услуг, а также здравоохранения, хотя последнее и дискуссионно. Деятельность в этих сферах сопряжена с человеком как активным субъектом, и оказание соответствующих услуг не имеет смысла без энергичных усилий противостоящего производителю субъекта, направленных на потребление услуги.

Деятельность, носящая субъект-субъектный характер, далеко не одинаково воздействует на различных людей, и ее продукт, заключенный в совершенствовании личности или способностей человека, сугубо индивидуален и невоспроизводим. В каждом конкретном случае данная деятельность не имеет некоего шаблона, по которому она должна осуществляться, ее результат не зависит напрямую от объема затраченных усилий и рабочего времени; однозначная связь, свойственная эпохе экономической общественной формации, здесь отсутствует.
Более того. В этой сфере деятельности начинают возникать черты, весьма схожие с чертами творчества. С одной стороны, и это только что нами отмечено, ценность оказываемых и получаемых услуг всецело субъективна, в той же мере, в какой невоспроизводима и сама услуга.

В итоге субъект-субъектного взаимодействия удовлетворяются не только запросы потребителя. С другой стороны, в отличие от производства материальных благ, выполнение такого рода услуг не связано с отчуждением благ от производителя в пользу потребителя; человек, создающий информационные блага или занятый в сфере образования, не сокращает объем информации, которой располагает, при передаче ее другим людям.

Таким образом, продукты подобной деятельности не только невоспроизводимы, но и в значительной степени неотчуждаемы.
Надо отметить, что опережающий рост занятых в сфере услуг и повышение ее удельного веса в валовом национальном продукте ведущих западных стран дают лишь весьма общее представление об истинной направленности главных тенденций современной хозяйственной жизни. На примере изменения численности занятых в основных подотраслях экономики США в 80-е годы легко проследить, что наиболее быстрыми темпами роста характеризовались именно те отрасли хозяйства, где наиболее выпукло проявлялись черты неэкономического, субъект-субъектного взаимодействия, где в наибольшей степени продукт приобретал индивидуализированный и невоспроизводимый характер (см. таблицу на стр.

246).
Данная таблица дает дополнительное представление о некоторых тенденциях, присущих экономике современных западных стран.



  • Темпы роста занятости
  • Диффузия стоимости
  • Определения стоимости
  • Логика К.Маркса и Ф.Энгельса
  • Кризис стоимостных отношений


Содержание раздела