Учение о революциях
Показателем высокой степени совершенства созданной основоположниками марксизма системы периодизации общественного прогресса стала сформулированная ими концепция революционных изменений в развитии социума.
Теория революционных изменений, разработанная К.Марксом и Ф.Энгельсом, не ограничивается, как это зачастую считалось советскими марксистами, лишь социальными революциями. Уже в ранних их произведениях отчетливо прослеживается разграничение двух типов революций - революций социальных и политических. При этом нельзя не отметить: учение о революциях теснейшим образом связано с формационной концепцией, изложенной выше.
Так как теория революций К.Маркса и Ф.Энгельса подвергалась серьезным упрощениям в советский период, необходимо рассмотреть ее возможно более подробно.
Первое упоминание о двух типах революций содержится в статьях К.Маркса, опубликованных в "Немецко-французском ежегоднике". Так, относительно буржуазной революции и ее исторической роли он отмечает: "Старое гражданское общество непосредственно имело политический характер, то есть элементы гражданской жизни, - например, собственность, семья, способ труда, - были возведены на высоту элементов государственной жизни...
Политическая (курсив мой. - В. И.) революция, ниспровергнувшая эту деспотическую власть и поднявшая государственные дела на высо- ту дел народа, конституировавшая политическое государство как всеобщее дело, то есть как действительное государство, неизбежно должна была разбить все сословия, корпорации, цехи, привилегии, которые представляли собой столь же разнообразные проявления отрыва народа от его политической общности. Политическая революция уничтожает тем самым политический характер гражданского ощества"1.
Между тем рассматривалось и иное революционное изменение, а именно социальная революция, в качестве которой воспринималось уничтожение всего порядка вещей, основанного на частной собственности и эксплуатации. Только эта революция, осуществленная пролетариатом. даст человечеству возможность сорганизовывать свои "собственные силы" как общественные силы"2.
Одновременно с этими тезисами К.Маркса подобные положения, причем даже более отчетливо, формулировал и Ф.Энгельс. В данном отношении очень показательны его так называемые "Эберфельдские речи", относящиеся к зиме 1845 года и являющиеся по сути первой работой основоположников марксизма, целиком посвященной проблемам коммунистических преобразований. В речи от 15 февраля 1845 года оратор говорит: "Настанет пора, когда пролетариат достигнет такой степени силы и сознательности, что не пожелает больше нести бремени всего социального здания, которое постоянно давит на его плечи, когда он потребует более справедливого распределения социальных тягот и прав; и тогда - если человеческая природа до тех пор не изменится - социальная революция станет неизбежной". И далее: "Неизбежным следствием существующих у нас социальных отношений, при всех условиях и во всех случаях, будет социальная революция.
С той же уверенностью, с какой мы из известных математических аксиом можем вывести новое положение, с той же самой уверенностью можем мы из существующих экономических отношений и из принципов политической экономии сделать заключение о грядущей социальной революции"3.
Но и эти цитаты не дают еще окончательного представления о взглядах Ф.Энгельса. Наряду с тем, что он говорил о социальной революции, в результате которой будет осуществлено раскрепощение пролетариата, он высказался и по поводу отличий этой социальной революции от революции политической: "Социальная революция (курсив мой. - В. И.) есть нечто совершенно иное, чем происходившие до сих пор политические революции (курсив мой. - В. И.): в отличие от них она направлена не против собственности монополии, а против монополии собственности; социальная революция - это открытая война бедных против богатых.
И такая борьба, в которой явно и открыто выступают наружу все причины и пружины, действовавшие ранее во всех исторических конфликтах неясно и скрыто, такая борьба грозит, во всяком случае, быть более острой и кровопролитной, чем все ей предшествовавшие"1.
И именно потому, что основная борьба была направлена против политических преград развитию нового строя, этот тип революций и квалифицируется в качестве революций политических. Подтверждения такого понимания можно встретить в работах К.Маркса и Ф.Энгельса, относящихся к разным периодам их творчества.