Творчество кардинально отличается от труда.


Имеются также многочисленные указания на то, что результатом творчества следует признавать не просто новое, а социально новое; данное уточнение позволяет отрицать творческий характер регрессивных изменений любого рода. Понимание творчества как процесса создания нового распространено достаточно широко. Однако данное определение имеет существенный недостаток, ибо установить критерий новизны фактически невозможно; для этого необходимо обозначить уровень, на котором происходит ее признание.

Если это уровень социума, то не всякая новая идея или изобретение, будучи качественно новыми, могут быть социально значимыми. Если имеется в виду субъективная новизна, то для отдельного человека важным открытием может быть нечто, уже хорошо известное многим.

В таком случае с точки зрения того или иного индивида его деятельность безусловно является творческой, хотя и не создает социально нового результата. Поэтому учет фактора новизны продукта деятельности возможен в лучшем случае лишь в качестве одной из характеристик творчества, но основывать на нем определение данного феномена вряд ли справедливо.
ТраRтовка творчества как реализации внутреннего мотива деятельности кажется наиболее последовательной и наименее противоречивой. В первую очередь ее сторонники признают, что главное в творческой деятельности - это "не ограниченный вещественный результат, а проявление и совершенствование способности человека к самопроизводству"1. Развивая тезис о том, что в творчестве особое значение имеет не результат (обладающий исключительной значимостью в рамках труда), а сам процесс деятельности, ряд авторов указывает, что цель творчества принципиально не соответствует его возможному вещному результату, при этом высказывается ключевое положение о различии творчества и труда только по внутренним мотивам и структуре деятельности при возможности сходства по внешней форме активности и полного совпадения по ее вещным результатам 2.
К центральному в анализируемом подходе тезису о внутреннем характере побудительного мотива творчества тесно примыкают положения о том, что творчество представляет собой содержание деятельности всесторонне развитой личности, в которой она обретает наибольший простор для самовыражения и самосовершенствования. Именно это дает возможность считать деятельность творческого типа основной в будущем обществе.
Весьма существенным блоком данной теоретической схемы является совокупность тезисов о межсубъектности творческой деятельности. При этом одни авторы непосредственно выводят ее межсубъектный характер из отсутствия утилитарной мотивации, другие же указывают на субъективные черты творческой самореализации личности как на обязательный момент в самом определении творческого процесса.

Некоторые зарубежные и отечественные исследователи акцентируют внимание не только на проблеме субъективистского характера творчества как такового, но и на межсубъектности любого творческого взаимодействия, отмечая, что "творчество по сути своей межсубъектно, что сами креативные сущностные силы полностью проникнуты логикой межсубъектности"1, в силу чего "межсубъектность есть ключ к креативности"2.
Проанализировав несколько вариантов определения творчества, мы не можем категорично утверждать, что хотя бы один из них не имеет права на существование, однако следует подчеркнуть, что все они в различной степени отягощены внутренними логическими противоречиями и непосредственно не позволяют квалифицировать творчество как тип деятельности, соответствующий постэкономической общественной формации.
В дальнейшем исследовании мы будем исходить из того, что творчество - это деятельность человека, воспринимающаяся им как порождаемая внутренним стремлением к самореализации и предполагающая данную самореализацию в качестве основной цели; деятельность, не воспроизводимая другими людьми как в своем процессе, так и в своем результате и не сопоставимая в силу этого с деятельностью других людей. В этом определении мы стремились подчеркнуть все основные черты творчества: характер деятельности, ее независимость от внешней материальной необхо- димости как предпосылки и побудительного мотива, всецело субъективный способ реализации творческой деятельности, несводимость ее к труду (равно как и к творчеству) других людей и невоспроизводимость того материального результата, которых может оказаться побочным продуктом творческого процесса.


Итак, творчество кардинально отличается от труда. Во-первых, мотивы деятельности перестают быть напрямую зависимыми от внешних материальных обстоятельств и приобретают серьезную индивидуальную специфику. Во-вторых, целью деятельности становится не некий продукт как материальный объект, а человек, сам активный субъект. Материальное благо, даже если оно и произведено, - это скорее побочное следствие, нежели цель творческого процесса. В-третьих, результат творческой деятельности невоспроизводим - прежде всего потому, что таковой состоит непосредственно в развитии личности творца, а деятельность, направленная на самосовершенствование, носит сугубо индивидуальные черты, которые не могут быть скопированы и воспроизведены.

В-четвертых, продукт, выступающий целью творчества, неотчуждаем, ибо приобретенные человеком в его процессе удовлетворение или новые способности не могут быть у него отняты; между тем отчуждаемым, хотя и невоспроизводимый, остается материальный или нематериальный продукт, который может быть создан в итоге творчества. При этом последнее не нацелено на достижение вещного результата столь однозначно и жестко, как труд; в силу чего и окружающий мир не воспринимается творящей личностью как нечто чуждое.

Существовавшее ранее субъективное противостояние личности и природы во многом преодолевается.
Таковы наиболее заметные черты отличия творчества от труда. Схематически они могут быть отображены в следующей таблице, где отмечены также черты предшествовавшего труду вида активности1:

Творчество
Внутренний, осознанный
деятельность как самореализация
отчуждаемый, невоспроизводимый
человек как воплощение природы
Труд
внешний, осознанный
материальное благо
отчуждаемый, воспроизводимый
человек противостоит природе
Инстинктивная предтрудовая деятельность
внутренний, бессознательный
деятельность как биологический процесс
неотчуждаемый, невоспроизводимый
человек как элемент природы

Тип побудительного мотива деятельности
Цель деятельности
Характеристики продукта деятельности
Отношение деятельного человека к природе

Теория творчества. Терминология
Все вышеотмеченное свидетельствует о том, что творчество кардинально отлично от труда, что творчество не есть труд.
Однако в рамках марксистской теории - как в работах самих основоположников марксизма, так и в трудах советских авторов - не проводилось терминологического разграничения деятельности в условиях экономической и коммунистической общественных формаций; и в том, и в другом случае она определялась в конечном счете как труд, а отличия ее видов между собой фиксировались лишь на основании описания того или иного вида труда. Между тем начиная с середины нынешнего столетия западные исследователи, обратившиеся к анализу специфических черт современной деятельности, указали на принципиальное различие между трудом и творчеством и воспроизвели его в своей терминологии.
Так, в английском языке существует несколько вариантов обозначения явления, определяемого русским словом "труд", и среди них такие, как "work", "job" и "labour". В качестве наиболее общего фигурирует обычно понятие "work", применяемое для характеристики любого вида человеческой деятельности.

Именно в таких терминах описывает доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную деятельность ("рге-industrial, industrial and post-industrial work") Д.Белл, понимая под доиндустриальной деятельностью взаимодействие с природой ("the game against Nature"), под индустриальной - взаимодействие с преобразованной природой ("а game against fabricated Nature") и под постиндустриальной - взаимодействие между людьми ("a game between persons")1.
Таковы рамки использования термина "work". Как видим, они весьма широки. Это обстоятельство подтверждается и работами Ф.Беста, анализирующего проявления творчества в современных процессах деятельности.

Рассуждая о том, что в нынешнем мире последняя требует все большей автономности, свободы самовы- ражения, творческих моментов, чем в доиндустриальную или индустриальную эпохи1, автор исследует два процесса: современную трудовую деятельность в широком смысле ("the work activities of today"), и непосредственно трудовые процессы сегодняшнего дня ("today's jobs"). На основании этого и других примеров можно говорить о применимости терминов "work" и "job" (разумеется, с соответствующей конкретизацией) к описанию процессов творческой деятельности.
Это прослеживается и в работе Э.Жакс, где автор разграничивает и противопоставляет друг другу два понятия: "creative work" и "employment work". В первом случае имеется в виду, что продукт "creative work" носит только символический характер, а сама эта деятельность порождается внутренними стремлениями человека; во втором же случае прямо указывается, что "employment work" предполагает внешнее принуждение и не основывается на возможности использования бессознательных процессов.

  • Творческая и трудовая деятельность
  • Удельный вес производства материальных благ
  • Темпы роста занятости
  • Диффузия стоимости
  • Определения стоимости


Содержание раздела