2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.
Dordrecht, 1988. P. 128
3 - Певзнер Я.А. Указ. соч.
С. 133.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.
De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends.
An Essay on Creativity. Dordrecht, 1988. P. 128
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St.
Augustinus. De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.
Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.
De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends.
An Essay on Creativity. Dordrecht, 1988. P. 128
3 - Певзнер Я.А. Указ. соч.
С. 133.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.
Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.
De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St.
Augustinus. De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.
Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.
De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.
Dordrecht, 1988. P. 128
3 - Певзнер Я.А. Указ. соч.
С. 133.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.
De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.
Dordrecht, 1988. P. 128
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St.
Augustinus. De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.
Dordrecht, 1988. P. 128
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.
De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
Таким образом, оказывалась вполне завершенной та диалектическая триада, в виде которой К.Маркс как последователь гегелевской философии представлял себе развитие любого целостного объекта.
В советской же науке в силу догматического толкования теории марксизма (причем первые примитивные трактовки, ставшие впоследствии основой подобных догматов, восходили, как мы показали, к В.Ленину - незыблемому авторитету коммунистов) превалировало представление о развитии цивилизации через пять "общественно-экономических" формаций. Наиболее однозначное и прямолинейное выражение данная концепция получила в работах И.Сталина, но начиная с 60-х годов и до крушения коммунистической системы, по мере относительной либерализации обществоведческой науки и все более глубокого знакомства исследователей с произведениями К.Маркса и Ф.Энгельса, наметился процесс возврата к основам марксовой теории, однако в начале 90-х годов он был прерван устранением коммунистической доктрины от идеологического доминирования.
Между тем К.Марксом и Ф.Энгельсом на примере исследования перехода от первичной общественной формации к вторичной было убедительно показано, что с момента достижения одной общественной формацией своего зрелого состояния содержанием исторического процесса становится кристаллизация основных закономерностей более высокой общественной формации и в конечном счете переход от одной формации к другой, более совершенной. Именно это и отмечали основоположники марксизма, когда говорили о переходе от вторичной формации к третичной: "Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность.
Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние [капиталистический способ производства. - В. И.]"1. Поэтому в полном соответствии с методологическими принципами марксистского учения можно предположить, что с момента достижения капиталистическим способом производства полной зрелости (а это означает, что и экономическая общественная формация поднимается в этот период к пику своего развития) прогресс общества заключается в переходе к некоей новой, более высокой формации, называть которую коммунистической мы не будем прежде всего из-за дискредитированности самого понятия.
Однако мы помним, что переход от архаической общественной формации к экономической К.Маркс рассматривал на примере "Западной Европы, древней и современной", отводя этому процессу не одно столетие. И сейчас, несмотря на ускорение социального прогресса, свойственное последним векам, вряд ли можно утверждать, что становление новой общности займет менее двух-трех столетий.
Развитие же на протяжении столь длительного промежутка времени безусловно является по преимуществу эволюционным и хотя и опосредуется, как правило, рядом революционных потрясений, целиком из них состоять не может.
Итак, логика марксова исследования, блестяще подтвержденная на примере перехода человечества от первичной общественной формации к вторичной, показывает, что единственно возможным вариантом описания современной нам исторической эпохи является рассмотрение ее в качестве периода становления основ третичной общественной формации, причем процесс такого становления выступает оборотной стороной процесса постепенного, эволюционного преодоления черт предшествующей, экономической, общественной формации.