Метод директ-костинга


Западногерманский экономист Дитрих Борнер характеризует это метод учета затрат: «директ-костинг - это система учета издержек, которая исходит из разделения общих издержек предприятия на постоянные и переменные»26 Главная идея директ-костинга, по мнению Ткач В.И., - «калькулирование себестоимости искажается за счет условного включения в нее постоянных затрат и того, что в условиях разработки важен анализ «вклада» каждого продукта в покрытие постоянных затрат»27 Мы полностью присоединяемся к выводу, сделанному С.А. Николаевой о неоднозначности понятия директ-костинга: «с одной стороны, это характеристика управленческого (производственного) учета с точки зрения полноты включаемых в себестоимость затрат, с другой стороны, он сам является системой управленческого учета, основанной на классификации затрат на постоянные и переме6нные в зависимости от объема производства, деятельности и загрузки мощностей».

Мнения по этому поводу разделились. Одни считают, что директ-костинг - есть только метод калькулирования, учетный прием, другие считают, что это универсальная система управления предприятием. По нашему мнению, директ-костинг можно рассматривать с двух сторон:

  1. как чисто учетный прием включения затрат в издержки производства
  2. принцип представления информации об издержках

Метод директ-костинга имеет два варианта:

  1. простой директ-костинг, основанный на использовании в учете данных только переменных затрат
  2. развитой директ-костинг - в производственные издержки с переменными затратами включены издержки прямых постоянных затрат по производству и реализации продукции.

Простой директ-костинг имеет следующие принципы:

  1. затраты -постоянные и переменные по элементам
  2. издержки реализации исчисляются на основе распределения переменных затрат
  3. сравнение полученных переменных издержек с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржей с переменных затрат. Маржа с переменных издержек равна объему реализации за минусом переменных затрат.

Когда маржа с переменных затрат позволяет возместить сумму постоянных издержек, предприятие достигнет «точки безубыточности» или порога рентабельности. Если предприятие производит много изделий, то метод простого директ-костина позволяет измерить «вклад» каждого изделия в возмещении постоянных затрат. Преимущество данного метода мы видим в следующем:

  1. простота и объективность калькулирования издержек производства, т.к. отпадает необходимость в условном распределении постоянных щатрат, но тогда встают перед нами две проблемы:
  1. классификация затрат на переменные и постоянные
  2. объективное включение переменных издержек в общие издержки
  1. возможность сравнения издержек различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам.
  2. возможность определения более рентабельных издержек по их абсолютной/относительной маржам.

В условиях развитого директ-костинга выделяют понятие полумаржи (разность валовой маржи и прямых постоянных затрат).
Полумаржа (полуваловая маржа) определяется следующим образом. Объем реализации минус переменные затраты минус прямые постоянные расходы равны марже полуваловой или «вклад продукта».

Понятие «вклад продукта» позволяет определить что каждый продукт приносит предприятию. Эта учетная категория позволяет лучше измерить рентабельность продукта или группы, индивидуализируя затраты, которые к нему относятся.

При таком методе отклоняются от строгого соблюдения переменных издержек, так как издержки производства включают не только переменные затраты, но и часть прямых постоянных затрат. Сам метод был назван развивающимся директ-костингом, поскольку позволил улучшить технику исчисления переменных издержек.
Развитой директ-костинг базируется на применении пяти основных показателей калькулирования издержек производства продукции:

  1. Коэффициент переменных затрат, определяемый делением величины переменных затрат на цену реализации
  2. коэффициент маржинальных поступлений - отношение разницы между ценой реализации и переменными затратами к цене реализации
  3. маржинальный «вклад» - излишек поступлений по сравнению с переменными затратами. Этот показатель характеризует вклад каждого подразделения предприятия в покрытие общих постоянных расходов фирмы.
  4. маржа постоянная (полумаржа) - это превышение поступлений от центра ответственности, изделия над специфическими затратами (постоянные специфические затраты - расходы, связанные с производством и реализацией продукции - специальный инструмент; постоянные общие затраты - расходы, связанные с функционированием предприятия в целом по содержанию, например, по содержанию представительства).
  5. Маржа безопасности - это объем производства и реализации по продукту, при котором сумма прибыли равна нулю.
<
p> На сегодня в США, Великобритании, Австралии в целях управления производством используется метод калькулирования затрат на производство по операциям - метод АВС - ACTIVITY BASED COSTING. Мы представляем себе этот метод как метод, позволяющий оценивать именно деятельность как причину затрат, а не товар и услуги; то есть деятельность воплощается в товар и тем самым вызывает затраты. отметим некоторые аспекты данного метода:

  1. рассматривает все накладные расходы
  2. учитывает сложность предприятия и переносит результат затрат на товары и потребителя
  3. обеспечивает разумной информацией, необходимой для определения издержек производства, анализа прибыльности и оценки результатов деятельности.
  4. по АВС причиной возникновения затрат является потребление продукции, которое создает спрос на определенный вид деятельности

Таким образом, из этой главы мы делаем следующие выводы.
Сведения об издержках необходимы для таких целей , как управление, планирование, ценообразование, принятие решений.
Мы согласны, что сегодня в теории и практике управления издержками и прибылью должен действовать следующий принцип оценки точности калькулирования: самая точная калькуляция изделия не та, которая после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции.
Такой принцип позволяет лучше учитывать изделия с большей рентабельностью. Чтобы переходить на их выпуск.

Но при этом необходимо учитывать российскую действительность: все-таки в наших условиях в системе ценообразования прежде всего учитываются затраты. в рыночных условиях при ценообразовании предприятия должны проанализировать все свои затраты и постараться максимально сократить их. При этом ключевой категорией являются переменные издержки на единицу продукции.
При принятии управленческих решений принимаются в расчет только те издержки, которые определяются этим решением и не учитываются безвозвратные издержки, которые не изменяются в случае принятия/непринятия данного решения. По нашему мнению, при управлении издержками необходимо принимать решение о регулировании условий их снижения. Но в рыночных условиях возможна ситуация, при которой придется мириться с высокими издержками с тем, чтобы снизить их затем в будущем.

Таким образом, мы сможем возместить оптимальные издержки.
Как уже было отмечено, роль оценки затрат важна и в определении цены реализации, однако при ценообразовании затраты - это не единственный фактор. Необходимо учитывать и другие факторы, не всегда поддающиеся контролю.

Для того, чтобы уяснить для себя как результат, и возможные последствия, менеджерам необходимо наряду с различными сведениями о деятельности фирмы учитывать еще и сведения об издержках.


АКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях российские предприятия функционируют в обстановке высокой рентабельности как экономической, так и законодательной. Глубокие преобразования, произошедшие в отечественной экономике за последние годы, специфика нашего переходного периода к рыночным условиям, создали дополнительные сложности для выживания предприятий в такой ситуации.
Полное риска развитие проявляется в таких тенденциях, как насыщение рынка, стремление к концентрации и интернациональности предприятий, сокращение технологических и жизненных циклов продукции, устранение барьеров для конкуренции. Поиску места издержек в системе рыночных отношений и было посвящено это исследование.
Проведенная работа позволяет получить следующие выводы и результаты.

  1. Мы рассматриваем неоклассическую и неоинституциональную теорию издержек, в то числе, теорию трансакционных издержек. Рассматривая теорию трансакционных и постоянных издержек, мы пришли к выводу, что в принципе трансакционные издержки - это те же постоянные издержки, часть их. Учитывая, что данными издержками, как и любыми другими, можно управлять, в данной работе мы предложили определить понятие трансакционных издержек с позиции управленческого учета (хотя, возможно, понятие трансакционных издержек на данном этапе рыночного издержками», но это может стать темой для отдельной курсовой работы). Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров(информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению развития России правильнее было бы считать «маркетинговыми договоров и т.п).

На протяжении десятилетий в экономической литературе существует единая классификация затрат, причем, применяли термины «затраты», «себестоимость».



Содержание  Назад  Вперед