Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St.
Augustinus. De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.
Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.
De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends.
An Essay on Creativity. Dordrecht, 1988. P. 128
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.
Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.
De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.
Dordrecht, 1988. P. 128
3 - Певзнер Я.А. Указ. соч.
С. 133.
4 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
С.56.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St.
Augustinus. De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends.
An Essay on Creativity. Dordrecht, 1988. P. 128
Марксова периодизация истории
К.Марксу удалось одним из первых описать эволюцию человеческого общества с последовательно материалистической точки зрения. Однако для того, чтобы соответствующие представления стали стройной научной концепцией, необходимо было рассмотреть и формализовать закономерности, управляющие историческим процессом, провести его периодизацию в прошлом, настоящем и будущем.
Именно этой цели служит созданная К.Марксом теория общественных формаций.
Теория общественных формаций изложена в трудах основоположников марксизма, относящихся ко второй половине XIX века. Мысль К.Маркса прошла несколько этапов обобщения, пока не были достигнуты те формулировки и логические связи, которых мы коснемся ниже. Первоначально, вслед за философами XVIII века, К.Маркс делил историю на период догосударственного состояния и эпоху гражданского общества.
Промежуточное положение в этом ряду занимали общества сослов- но-корпоративной государственности. Далее, когда одной из важнейших задач теории стало рассмотрение перспектив прогресса, возникло доминирование периодизации, основанной на анализе отчуждения труда.
Затем последовали менее глобальные варианты: схема "патриархализм - античность - феодализм - капитализм" в "Немецкой идеологии" и "азиатский - античный - феодальный - капиталистический способы производства" в Предисловии к "Критике политической экономии". Ф.Энгельсом была предложена явно заимствованная у авторов XVIII века схема "дикость - варварство - цивилизация", пока, наконец, не появилась система членения общественного прогресса на доантагонистические, антагонистические и свободные от антагонизмов общества.
Теория общественных формаций, созданная К.Марксом, не изложена им специально в определенной работе или даже цикле работ. Замечания, ценные для понимания предмета, разбросаны во многих произведениях. Однако, так как значение терминологических вопросов формационной концепции весьма велико, следует подробно остановиться на структуре теории и ее понятийном аппарате.
Причем нельзя не обратить внимание на большое количество различных терминов, которыми К.Маркс и Ф.Энгельс в разные периоды своего творчества обозначали этапы развития общества. На основе анализа текстов классиков марксизма, составивших второе издание собрания их сочинений на русском языке, можно выделить более десяти понятий, которыми обозначались этапы общественного прогресса.
При этом, однако, главные термины далеко не всегда переведены адекватным образом, что существенно затрудняет понимание формационной теории и требует знакомства с оригиналами работ К.Маркса и Ф.Энгельса.
Основные из отмеченных понятий, включая такие, как "формация общественного производства", "экономико-исторический тип общества", "экономическая эпоха общественного строя", "общественно-экономический период", "исторические фазы общества", и некоторые другие не несут существенной нагрузки и не являются базисными для овладения марксовой терминологией.
Главным же выступает понятие общественной формации ("Gesellschaftsformation"). Этот термин в двенадцати случаях из двадцати восьми употреблен с прилагательным "экономическая" ("oekonomische Gesellschaftsformation"). Именно с понятием "экономическая общественная формация" и связаны как основные методологические принципы марксова анализа истории, так и главные направления вульгаризации теории марксизма по данному вопросу. В русских переводах К.Маркса термин "экономическая общественная формация" трактуется двояко. Издателей собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса не смущало то обстоятельство, что из двенадцати случаев употребления понятия "oekonomische Gesellschaftsformation" в шести оно переводится как "экономическая общественная формация", а в шести других - как "общественно-экономическая формация".
Более того. Заметно явное предпочтение, которое переводчики отдают термину "общественно-экономическая формация", встречающемуся в том числе и в ситуациях, где он может быть трактован как "экономическая общественная формация". Последнее же понятие применяется фактически исключительно в тех случаях, где использование термина "общественно-экономическая формация" существенно затруднено.
Ниже мы попытаемся рассмотреть возможно большее число случаев употребления данных понятий, что поможет составить впечатление о структуре и гибкости марксовой терминологической системы.
Понятие "общественная формация"
Основным для К.Маркса являлся термин "Gesellschaftsformation". Это понятие в немецком языке, на котором написано большинство работ родоначальников марксизма, представляет собой сложное существительное и образует тем самым неделимую структурную единицу принятой ими терминологии.
Понятие "общественная формация" введено К.Марксом в 1851 году в работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта". Рассматривая события периода Великой французской революции, К.Маркс отметил, что переход идеологов буржуазии с революционных позиций на контрреволюционные произошел тогда, когда новые по- рядки стали господствующими, когда сложилась новая общественная формация1.
Этот момент фиксируется в 1858 году. В знаменитом Предисловии к "Критике политической экономии" К.Маркс вводит термин "oekonomische Gesellschaftsformation", тем самым ограничивая сферы применения каждого из понятий.
В русском тексте Предисловия термин "общественная формация" встречается трижды, причем именно в переводе фрагмента, содержащего данное понятие, сконцентрированы самые значительные смысловые искажения, когда-либо выпадавшие на долю переводов произведений К.Маркса.
Текст в русском переводе выглядит так: "Ни одна общественная формация (курсив мой. - В. И.) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества". В данном случае понятие "общественная формация" применяется фактически таким же образом, как ив 1851 году, и не несет жесткой хронологической детерминации.
Однако в отрывке, следующем далее, К.Маркс якобы дважды (!) использует интересующий нас термин.
В русском переводе отрывок выглядит так: "В общих чертах можно обозначить азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства как прогрессивные этапы экономической общественной формации... буржуазной общественной формацией (курсив мой. - В. И.) завершается предыстория человеческого общества"2. Сверим с оригиналом: "In grossen Umrissen koennen asiatische, antike, feudale und modern buergerlische Produktionsweisen als progressive Epochen der oekonomische Gesellschaftsformation be-zeichnet werden... mit dieser Gesellschaftsformation (курсив мой. - В. И.) schliesst daher die Vorgeschichte der menschlichen Gesellschaft ab"1.
Перевод неточен. Автор явно дает понять, что существует историческая эпоха, которая является "общественной формацией" ("Gesellschaftsformation") и при этом характеризуется как "экономическая общественная формация".