МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Теория исторического развития, созданная в середине XIX века К.Марксом и Ф.Энгельсом, стала первой успешной попыткой построения адекватной концепции истории. Значение ее тем более велико, что в новой доктрине оказались инкорпорированы основные положения предшествующих мыслителей, и можно утверждать, что марксистская теория вобрала в себя все главные течения философской мысли, представители которых внесли свой вклад в построение целостной теории общественного прогресса.
Марксистскую теорию истории нельзя, в сущности, объяснить как возникшую из трех источников, которыми зачастую считают английскую политическую экономию, немецкую классическую философию и французский утопический коммунизм. Лежащее в основе марксовых представлений о прогрессе вычленение в истории эпохи, характеризующейся отсутствием разделения труда и частной собственности, периода их существования и исторического времени, открывающегося после преодоления этих явлений, было общепризнанным в конце XVIII столетия.
Для столь смелого обобщения не требовалось поставить диалектику Г. В. Ф.Гегеля с головы на ноги и соединить ее с материализмом Л.Фейербаха; сама подобная постановка вопроса представлялась уже общим местом.
Гегелевская триадичность в большей мере использовалась основоположниками марксизма как метод более глубокой аргументации выдвигаемых положений, чем как метод исследования; по крайней мере, в анализе будущего человеческого общества - так называемой коммунистической эпохи - К.Маркс оказался весьма непоследовательным при использовании фундаментальных диалектических принципов. Материализм К.Маркса также не был заимствован у Л.Фейербаха, а был впитан основоположниками марксизма вместе с остальными идеями английских политикоэкономов; он восходит к посвященным социальным проблемам трудам А.Р.-Ж.Тюрго и Ж.-Ж.Руссо, Э.Б.