На следующем этапе развития, при возникновении общества, в условиях, когда прогресс производительных сил, вызванный ранее отмеченным противоречием, обеспечил, с одной стороны, достижение того уровня благосостояния, при котором возникли предпосылки появления "прибавочного" продукта, и, с другой стороны, дал возможность осуществления производительной деятельности в относительно автономном режиме, что способствовало отделению в сознании индивида результата собственной деятельности от результата деятельности других членов общности, возник индивидуальный материальный интерес, не тождественный примитивным, обусловленным инстинктами, "интересам" других людей. Продолжая следовать нашей математической аналогии, можно указать, что все ин- тересы в данной ситуации остались в той же плоскости, что и ранее (то есть направлены на достижение материального благосостояния), однако они оказываются с определенного момента как разновеликими, так и разнонаправленными. Естественным образом возникает и результирующий вектор интереса, который символизирует интерес общества в целом, однако совершенно очевидно, что этот интерес может полностью соответствовать интересу отдельного члена социума лишь по причине чистой случайности.
Процесс субординации интересов и является процессом жизнедеятельности общества, сама реализация материальных интересов, происходящая через взаимодействие с окружающим миром, называется нами трудом, а воздействие социума на трудящегося индивида с целью любого перераспределения создаваемых им благ выступает в качестве эксплуатации.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем возможным преодоление эксплуатации единственно вместе с преодолением труда и с устранением общественного типа связи между индивидами. При этом следует отметить, что процесс превращения труда во внутренне свободную деятельность, в творчество, является содержанием всей той исторической эпохи, которая обозначается нами как постэкономическая общественная формация.
На протяжении этой эпохи могут быть прослежены этапы преодоления эксплуатации, в значительной мере аналогичные этапам преодоления самого труда. Уже сегодня марксовы методы оценки степени эксплуатации оказываются фактически исчерпанными не столько в связи со сдвигами в структуре общественного производства, сколько вследствие нарастания количества уникальных и невоспроизводимых благ, в результате чего ни стоимость самих этих благ (являющихся результатами производства), ни стоимость рабочей силы (воспроизводство которой требует потребления данных благ во все возрастающих количествах) не представляются исчислимыми. Таким образом, идеи К.Маркса о количественных оценках степени эксплуатации оказываются лишенными их реального содержания. Между тем, как известно, доктрина социальной революции пролетариата в марксизме основана именно на признании того, что существенная часть рабочего времени непосредственного производителя безвозмездно присваивается капиталис- том вместе с прибавочной стоимостью. Так как задачей социальной революции ставилось не устранение прибавочного продукта вообще, а чисто количественное изменение пропорций его распределения, в результате чего у производителя изымался бы. только тот прибавочный продукт, который используется на нужды всего общества, а не удовлетворяет потребности праздных классов, то сама такая задача сегодня с очевидностью снимается с повестки дня, так как не существуют реальной возможности с уверенностью констатировать, что подобная цель уже не достигнута в современных постиндустриальных обществах.
Следовательно, уже на нынешнем этапе общественного прогресса "объективистская", количественная, сторона процесса эксплуатации представляется в значительной мере преодоленной.
Одновременно с ростом индивидуализированности производимых благ в масштабах всего человечества ориентиры и цели деятельности постепенно смещаются от традиционных материальных стимулов, достаточно легко поддающихся экономической оценке, к иным видам мотивов, такой оценке, как правило, не поддающимся. Сегодня еще нельзя утверждать, что совершенствование собственной личности является не только единственной, но даже основной целью, которую ставит перед собой большинство наших современников.
Последнее может быть достигнуто только в рамках состояния, целиком основанного на творчестве. Однако фактор общественной значимости того или иного вида деятельности, признания ее результативности становятся основополагающими элементами системы мотивации современной человеческой активности.
Это показывает не только возрастание роли субъективного фактора в развитии общества, но и роли оценок деятельности каждого конкретного индивида со стороны других людей. Роль этих межсубъектных оценок, которая сегодня весьма велика, будет несомненно расти и в будущем.
Поэтому в нынешних условиях проблема эксплуатации, как никогда ранее, не сводима только к одной, объективистской ее стороне. Будучи тесно связанной с целью, которую ставит перед собой человек в процессе деятельности, она не может быть обнаружена только на основе анализа ее вещных результатов. Говоря же о целеполагании, мы сразу оказываемся в кругу проблем индивидуальной психологии.
Эксплуатация, чисто количественное измерение которой усложняется пропорционально степени развитости современных хозяйственных систем, подрывается окончательно только тогда, когда исчезает субъективное восприятие постоянно воспроизводящегося противоречия между материальными интересами отдельных индивидов.
Если продолжить нашу примитивную математическую аналогию, то с экспансией творческой деятельности интересы сначала отдельных индивидов, а затем и значительной части членов общества как бы выпадают из той плоскости традиционных материальных интересов, в которой находились все стремления людей экономической эпохи. В этом случае удовлетворение экономических интересов одних людей за счет присвоения продуктов творчества других не воспринимается и не может быть воспринято этими последними как эксплуатация, так как не возникает конфликта между удовлетворением материальных потребностей "эксплуататоров" и осуществлением целей, которые ставят перед собой "эксплуатируемые".
Более того. С того момента, как возникают индивидуальные интересы, не связывающие деятельность отдельных субъектов с ее материальными результатами, изменяется и система ориентиров во всем обществе, так как результирующий интерес социума пусть медленно и очень нерешительно, но с непреодолимой силой смещается в сторону от традиционной экономической плоскости, что демонстрирует постепенное нарастание постэкономических тенденций.
Когда все потребности отдельных членов общества оказываются отражены целями разного уровня и разными по своей сути, когда объект, являющийся для одного человека вожделенной целью, для другого оказывается мимолетным, побочным результатом его самосовершенствования, то самого факта отчуждения произведенного блага становится недостаточно для фиксации отношений эксплуатации. Именно этот путь преодоления данного явления, столь ненавидимого гуманистами всех времен и народов, и является основным для человечества, вступающего на путь, ведущий его к становлению постобщественного состояния. Отчуждение части продуктов человеческой деятельности всегда сопровождало и всегда будет сопровождать человечество, как абсолютно необходимое для обеспечения его нор- мального существования.
Поэтому единственно возможным является преодоление эксплуатации не в ее объективно-экономическом, а в ее субъективно-нравственном аспекте, тем более что таковой и является наиболее принципиальным для современного человечества. Данный путь преодоления эксплуатации совпадает с магистральным направлением прогресса человечества в сторону возрастания роли и возможностей личности, причем одного субъективного преодоления эксплуатации достаточно для того, чтобы никогда впредь изъятие части продукта у его создателей не оказывало своего прежнего разрушительного воздействия на всю систему межчеловеческих отношений.
Двести лет назад идеологи Великой французской революции говорили: властители и короли кажутся нам великими только потому, что мы сами стоим на коленях; поднимемся же! Эксплуатация воздействует на общественные отношения до тех пор, пока большинство людей с их утилитарными потребностями являются винтиками единой машины, всецело зависимыми от воли другого человека, организации или государства.
Так же, как в условиях массового производства материальных благ действуют в полной мере открытые К.Марксом и Ф.Энгельсом закономерности стоимостных пропорций обмена, так и феномен эксплуатации имеет почву лишь в условиях массового производства человека, в условиях экономической эпохи, эпохи неиндивидуализированного сознания.
Человек не может стать свободным раньше, чем он почувствует себя способным им стать; эксплуатация не может быть преодолена раньше, чем в индивидуальном сознании не будут преодолены в качестве единственных и основных цели обретения материального благосостояния, имманентным атрибутом достижения которых она является. Последнее не есть проповедь нищеты и морального совершенствования, так как реальное, а не мнимое освобождение сознания от факторов, связанных с ролью материального производства и его результатов, может произойти только в том случае, если эти факторы в ходе естественного хозяйственного прогресса превратятся из первоочередных во второстепенные. ***