В XIV столетии существовали лесопилки


производство отливок по разъемным металлическим формам (кокильное литье), а также тонкостенных и пустостенных отливок.
В X в. была изобретена волочильная доска для волочения железной проволоки, а с 1351 г. волочение проволоки механизируется с помощью гидродвигателя. "В XIII и XIV вв. осуществлялось строительство больших кузниц для прокатки металла, в особенности железа, меди, латуни и свинца, в штанги или в листы посредством тяжелых железных молотов, приводимых в действие шипами вала водяного колеса" (К.Маркс. Машины... стр.

38).
Машинная техника на основе гидродвигателя, который был основным двигательным механизмом в начальную фазу индустриально-технической революции, в период ее зарождения, широко применялась в обрабатывающей промышленности. В XIII в. с помощью водяного колеса начинают распиловку бревен на доски. Механизированные лесопилки (пилорамы) получают широкое распространение, поскольку резко увеличивают производительность труда и эффективность производства. "Уже в XIV столетии существовали лесопилки, которые приводились в движение водой. В Аугсбурге уже в 1337 г. существовал лесопильный завод. В 1530 г. в Норвегии была построена первая лесопильня под названием "Новое искусство".
В XVI столетии встречаются мельницы со многими движущимися пильными лезвиями, которые сразу распиливали на множество досок одно или несколько деревьев" (К.Маркс. Машины... стр.

36-37).
В XIII в. гидродвигатель начинает применяться для вращения точильного станка, на котором производят заточку ножей, топоров, лемехов, лопат и других режущих инструментов.
В обрабатывающей промышленности происходят крупные технические сдвиги. Совершенствуются сверлильные и токарные станки. Устройство токарного станка изменяется коренным образом. Станина и бабка станVвятся жесткими. В XIII в. токарный станок снабжают ножным педальным механизмом, с помощью которого вращают шпиндель с обрабатываемой деталью. В XIV в. токарный станок (шпиндель) начинают приводить в движение гидродвигателем, что имело далеко идущие последствия. В начале XV в. токарный станок дополняют ременным приводом, а в конце этого столетия приступают к созданию передвижного суппорта. "С середины XIV века для привода токарных станков начали использовать водяные двигатели. Ременным приводом через колесо с кривошипом стали пользоваться, видимо, уже с 1411 года, во всяком случае с этого столетия. Первые шаги к созданию передвижного суппорта были предприняты приблизительно в 1480 году" (7-79).
В это же время изобретается полуавтоматический станок для насечки напильников и шлифовальный станок. "Для холодной обработки металла в XV в. стали использовать самые простые виды токарных, сверлильных и шлифовальных станков" (21-194).
Гидродвигатель находит широкое применение в бумажном и фанерном производст ве. В бумажной промышленности водяное колесо применяется для толчения и растирания тряпок, а в фанерном - для тонкой распиловки морского и редких сортов дерева. (Маркс. Машины..., 37).
В период зарождения индустриально-технической революции машинная техника не ограничивалась широким вторжением только во все звенья промышленности. Она широко применяется и в других отраслях общественного хозяйства. В XV столетии в Португалии и Испании появляется новый тип морского судна - каравелла. Ее появление было одним из крупнейших достижений технического прогресса средних веков. Каравелла быстро вытеснила в Европе другие, менее совершенные и эффективные морские суда: неф, галеру, коггу. Каравелла имела три рабочих мачты и четырехугольную форму паруса. Вместо одного большого паруса, как это было на морских судах старой конструкции, каравелла имела несколько четырехугольных парусов, расположенных ярусами. Это не только уменьшало опасность во время плавания в штормовую погоду, но и позволяло сократить экипаж судна, увеличить его быстроходность и, самое главное, идти в нужном направлении, регулируя парусами энергию ветра, в то время как суда старых типов были игрушкой ветра, поскольку они могли идти лишь по ветру.
Вторым важным достижением в области морского транспорта было изобретение современного рулевого управления, которое появилось в VIII в. в


Европе. Если раньше корабли управлялись примитивным рулем, почти не отличающимся от рулевого весла, что не позволяло эффективно управлять судами и являлось вследствие этого препятствием для строительства крупных океанских судов, то теперь руль стали прочно подвешивать на ахтерштевень и устанавливать под водой с целью укрыть от волн. Теперь можно было делать большие рули и, следовательно, строить большие морские и океанские суда.
Другими крупными изобретениями, необходимыми в морском транспорте, явились компас (XII в.), хронометр и подзорная труба.
Эти изобретения, особенно первые два, имели грандиозные последствия: великие географические открытия, создание колониальной системы, так называемую торговую революцию и "революцию цен". Здесь следует отметить, что эти события явились следствием не только технического прогресса в морском транспорте, но и были ускорены (как и сами технические достижения) захватом Средиземно-Черноморского торгового пути арабами, а затем турками, разгромившими Византию.
В развитии внутреннего судоходства также было внедрено новшество, а именно: были изобретены шлюзы с воротами, которые появились в XIV в. в Нидерландах, а затем стали применяться и в других странах.
Машинная техника нашла широкое применение в городском водоснабжении, проблема которого возникла одновременно с возникновением городов. Задача водоснабже
ния городов решалась путем сооружения крупных насосных станций, приводимых в действие посредством гидродвигателя водяным насосом. Некоторые города Германии имели водонасосные станции уже в начале XVI в. В 1550 г. в Аугсбурге существовала сложная система водоснабжения. Водяные колеса приводили в движение архимедовы винты, которые поднимали воду на водонапорную башню, откуда вода отводилась потребителю по водопроводу. Во многих городах Европы в XVI в. начинают строить водонасосные станции и водопроводы с использованием гидродвигателя и ветряного двигателя: в Толедо (1526 г.), Глочестере (1542 г.), Лондоне (1582 г.), Париже (1608 г.) и др.
Гидродвигатели применяли и для других целей. Во Франции Р.Салеш и А. де Виль соорудили в 1682 г. на реке Сене гидросиловую установку из 13 гидродвигателей с диаметром свыше 8 м, которые приводили в движение 235 насосов, поднимавших воду на высоту 163 м для снабжения фонтанов королевских парков.
В Нидерландах применение огромного количества ветряных двигателей, применявшихся для перекачки воды с участков земли, отделенных от моря дамбами, позволило отвоевать у моря обширные территории земли, которые стали использоваться в сельскохозяйственном производстве.
В засушливых областях Европы водяные и ветряные двигатели широко применялись для орошения полей, что позволяло значительно повышать урожаи.
В XIV столетии в Европе начинается применение пороха, который совершил переворот в военной и охотничьей технике. Применение пороха привело к полному вытеснению традиционного оружия воинов и охотников: лука, копья, арбалета и т.д. более эффективным огнестрельным оружием. А осадная мощная военная техника: баллисты, катапульты, тараны были заменены с изобретением пороха артиллерией.
Сначала стволы орудий изготовляли из железных полос, скрепленных обручами, затем цельноковаными. В XVI в. орудия дополняют колесными лафетами. С развитием металлургии стволы орудий начинают отливать из бронзы, а затем и из чугуна. Орудия изготовляли гладкоствольными и заряжали с дула. С XV в. начинается применение чугунных ядер, картечи, разрывных снарядов (XVI в.). Происходит дальнейшее совершенствование огнестрель ного оружия и его массовое распространение как на охоте, так и военном деле, как на суше, так и в море (орудиями стали оснащать военные парусные корабли).
Таким образом силы неживой природы начинают применять в качестве двигатель ной силы не только для производства материальных благ, но и для их уничтожения, а также для уничтожения людей. Однако взрывная сила пороха применялась не только как разрушительная сила для ведения войны. Мы уже говорили выше, что огнестрельное оружие совершило пореворот в технике охотничьего промысла. Другим применением пороха было его использование в горной промышленности для разрушения твердых каменных пород при добыче полезных ископаемых. В 1548-1572 г.г. порох был применен для выполнения взрывных работ при расчистке фарватера реки Неман. А в 1680 г. крупный ученый Христиан Гюйнгенс пытался построить поршневой механический двигатель, работающий от взрывной силы пороха. Эта попытка окончилась неудачей, но она натолкнула Дени Папена на мысль о создании подобного поршневого двигателя, работающего на силе пара.
Большую роль в развитии машинной техники в первый период индустриально-тех нической революции сыграли механические часы, которые стали самым сложным механизмом, созданным в это время. "Водяная мельница и



Содержание раздела