Усредненные модели поведения потребителей.


Производство поэтому можно рассматривать как процесс произ- водственного потребления ресурсов. Потребление как конечная цель производства не всегда выступает в качестве его непо- средственной цели.

Так, в рыночной экономике непосредственной целью производства для частных производителей являет- ся получение прибыли. Важнейшей составляющей совокупного спроса является спрос на потребительские товары. Потребительский спрос оп- ределяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребитель- ских благ.

Как правило, потребительский спрос составляет от 50 до 70 % от общей величины совокупного спроса.
Структура потребления отдельного человека или семьи индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни.

Однако есть и общие приоритеты. Нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости: на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей прихо- дится в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды.

При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.д.
Потребление независимое от уровня дохода называется автономным потреблением.
Стоимость товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, пред- ставляет собой конечное потребление. Конечное потребление товаров и услуг охватывает конечное потребление домашних хозяйств, общественное потребление органов государственного управления и частных коммерческих организаций.
1.15. Модели потребительского поведения
 
Существуют некие усредненные модели поведения потребителей. Так в соответствии с «качественными схемами пове- дения» Э. Энгеля по мере роста доходов общее потребление благ нарастает, но в разных пропорциях: сокращается удельный вес расходов на питание, зато увеличиваются расходы на отдых, развлечения, путешествия.

Растут также и сбережения.
 
Среди наиболее известных моделей потребительского поведения известны:
 
? модель межвременного потребительского поведения И. Фишера;
 
? теория «жизненного цикла» Ф. Модельяни;
? теория перманентного дохода М. Фридмена.
Названные модели связывают поведение потребителей с доходом, по-разному трактуя причины изменения в потреби-
тельском поведении.
Итак, потребительское поведение изменяется под воздействием многих факторов, главным из которых является личный располагаемый доход. Поэтому потребление определяется как часть дохода, которая используется для приобретения товаров
и услуг.
 
Тема 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
 
2.1. Частное и общее экономическое равновесие
Проблема частного и общего экономического равновесия является центральной в экономической теории. Равновесие это обеспечение устойчивого и согласованного функционирования всех частей системы. Экономическое равновесие это такое состояние системы, при котором согласованность основных пропорций в экономике обеспечивает непрерывность про- цесса воспроизводства. Теорию экономического равновесия иногда называют теорией экономической статики.

Это ключевая категория экономической теории и экономической политики характеризует сбалансированность и пропорциональность эко- номических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, мате- риально-вещественных и финансовых потоков. Статическое равновесие системы есть развитие экономической системы в условиях неизменности факторной пропорции и достижения равновесия за счет определенных соотношений всех других пропорций.
Равновесие подразделяют на идеальное и реальное. Идеальное равновесие достигается через экономическое поведение экономических субъектов при полной оптимальной реализации их интересов во всех отраслях, секторах и сферах нацио- нальной экономики. Такое равновесие достигается при соблюдении следующих условий воспроизводства:
1. Весь продукт прошлого года должен быть полностью реализован.
2. Все потребители должны найти на рынке предметы потребления, а предприниматели факторы производства.


Идеальное равновесие подразумевает условия совершенной конкуренции и отсутствие внешних эффектов.
Но в реальной экономике такие условия не наблюдаются: нет совершенного рынка, присутствуют побочные эффекты предпринимательской деятельности, циклические и структурные колебания, безработица, инфляция. Все они выводят эко- номику из состояния равновесия.

Однако это вовсе не означает, что экономическую систему нельзя привести в динамическое равновесие, которое будет соответствовать рыночным реалиям.
Динамическое равновесие системы это развитие экономической системы в условиях изменяющихся производствен- ных ресурсов, при которых динамика производственных возможностей и динамика всех других пропорций достигают соот- ношения, обеспечивающего постоянный темп экономического роста.
Реальное равновесие это равновесие, которое устанавливается в экономике в условиях несовершенной конкуренции при наличии внешних и внутренних факторов воздействия на рынок.
Различают также частное и общее равновесие.
Частное это равновесие на отдельно взятом рынке.
Общее равновесие предполагает одновременное равновесие на всех рынках, т.е. равновесие всей экономической систе-
мы в целом, или макроэкономическое равновесие.
Основой макроэкономического равновесия является равенство совокупного спроса и совокупного предложения (модель
Ж.Б. Сея).
 
2.2. Совокупный спрос и факторы, влияющие на него
 
 
Совокупным спросом AD называют сумму всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке. Из этого вытекает, что совокупный спрос показывает различные реальные объемы товаров и услуг, которые по- требители готовы купить при различных возможных уровнях цен. Совокупный спрос формируется четырьмя основными секторами экономики:
 
C совокупным спросом домохозяйств.
I спросом на инвестиционные товары со стороны предприятий.
G спросом на товары и услуги со стороны государства.
Xn спросом на отечественные товары со стороны иностранных государств чистый экспорт. Таким образом, AD = C +
I + G + Xn.
Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость. С
понижением уровня цен P, реализованный объем национального производства Q увеличивается. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, при постоянных других факторах рыночной конъюктуры.
Принципы построения кривой совокупного спроса аналогичны принципам построения кривой спроса на микроуровне
( 1).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Кривая совокупного спроса:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
P уровень цен; Q реальный объем производства
Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые.
К ценовым факторам совокупного спроса относятся: эффект процентной ставки; эффект богатства; эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки. При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит. Это ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций. В результате совокупный спрос уменьшается. Из всего сказанного можно заключить, что суть эффекта процентной ставки состоит в воздействии изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции.

Выходит, что повышение уровня цен влечет повышение процентной ставки, а это приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, и наоборот.
Эффект богатства. При повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается.
Эффект импортных закупок. Данный эффект имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и им- портные товары.

При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более деше- вые импортные товары возрастает. При неизменных таможенных тарифах произойдет увеличение объемов импорта и сни- жение объемов экспорта. В результате упадет объем чистого экспорта и вместе с ним объем совокупного спроса.

Понижение же цен приведет к превышению объемов экспорта над импортом, что весьма благотворно скажется на объеме совокупного спроса.
Неценовые факторы совокупного спроса. Существует несколько неценовых факторов, оказывающих влияние на реальный объем продукта, который готовы купить домохозяйства, предприятия, правительство и зарубежные покупатели при данном уровне цен. Неценовые факторы выделяются в четыре группы согласно основным составляющим совокупного спроса:
 

Изменения в
потребительских расходах С
Изменения в
инвестиционных расходах I
Изменения в
государственных расходах G
Изменения в
расходах на чистый объем экспорта Xn
  Доходы потребителей
  Процентные ставки
Изменения в
государственных расходах
Изменения в
условиях внешней торговли
  Ожидания потребителя
  Ожидаемые прибы-
ли от инвестиций
Принятие
государственных программ
Национальный
доход в зарубежных странах
Задолженность
потребителя
  Уровень налогов
    Валютные курсы
Налоги
потребителя
  Технология
   


Содержание раздела