Зависимость имеет характер строгой субординации.


Такие, например, как интересующие нас величины доходов, расходов и сальдо государственного бюджета страны. Последние, будучи важными элементами макроэкономики, функционируют, как уже отмечалось, во взаимосвязи со всеми другими макроэкономическими показателями. Макроэкономика как наука изучает много различных проблем. Исходя из того, что фискальная политика является элементом макроэкономики,
необходимо более конкретно определить ее место и взаимосвязи с другими элементами макроэкономической структуры. Не детализируя, следует заметить, что макроэкономические исследования включают в себя два блока проблем: макроэкономическое равновесие и прикладная макроэкономика, изучающая экономическую политику, необходимую для поддержания равновесия, обобщающая практику и служащая для макроэкономических прогнозов краткосрочных и долговременных.
Естественно, что фискальная политика входит в сферу прикладной макроэкономики и тесно взаимодействует со всеми другими ее направлениями (денежно-кредитной, структурной, инвестиционной и т.д.). Эти взаимосвязи обусловливают необходимость согласования всех показателей, выработанных для различных направлений макроэкономической политики.
Показатели фискальной политики одновременно и влияют на показатели других практических мероприятий, и находятся в зависимости от последних. Таким образом, взаимодействие между показателями фискальной и других направлений экономической политики носит характер координации и происходит в основном по горизонтали.

Иное дело  зависимость между показателями фискальной политики: налоги, расходы, их сальдо, прочее  и основными макроэкономическими показателями: ВНП, ВВП, ЧНП, НД и др. Эта зависимость имеет характер строгой субординации.
Две названные системы макроэкономических показателей  основные и относящиеся к области фискальной политики  соотносятся как целое и часть, в силу чего основные макроэкономические показатели являются первичными, в то время как показатели, характеризующие фискальную политику, производны от них, так как должны служить реализации главных целей: экономическому росту или стабилизации экономики, заложенных в ВНП, ЧНП и др. Сказанное, однако, не исключает, а предполагает и обратное воздействие вторых на первые (производных на первичные).
Системный анализ динамики количественных параметров названных взаимозависимостей предполагает применение в макроэкономических расчетах эффекта мультипликатора, то есть одно- и разнонаправленных неодинаковых результатов с обязательно наступающими последствиями.
Динамические макроэкономические модели непосредственно связаны со статистическими системами измерения, позволяющими вести
национальное счетоводство, представляющее собой статистическую систему измерения ВНП и других макроэкономических показателей.
Его организация во многом зависит от состояния науки, которую называют эконометрикой и которая включает в себя такие составляющие, как конкретные математические модели (системные уравнения) для экономики и математическую статистику. Но важно и их наполнение  это состояние реальной статистики, т.е. наличие или отсутствие достаточно достоверных фактических макроэкономических данных, взятых за определенный период.
Возможность использования основных количественных макроэкономических показателей, в том числе и обоснованных показателей в области фискальной политики, возникла в середине нашего столетия. Система этих показателей получила к настоящему времени достаточно глубокое обоснование в мировой экономико-финансовой науке и значительное количество примеров успешного осуществления на практике в различных странах.

Правда, у нее имеются не только сторонники, но и противники, скептически относящиеся к эффективности применения этих приемов в экономической жизни. Однако можно предположить на основании реальных оценок, что к числу последних относятся главным образом те, кто не преодолел трудностей в овладении методологией и практикой осуществления фискальной политики в сложных реалиях современной экономики.

Их мнением нельзя, конечно, пренебрегать, но преодолеть его можно и нужно за счет совершенствования научно-аналитической основы фискальных мероприятий, а также профессиональной подготовки финансистов, занимающихся фискальной политикой*.


Эти проблемы  общие и актуальные для всех современных стран. Однако степень их практического решения в отдельных государствах мира различна.

Наличие вышеназванных и других компонентов для систематических расчетов, ближайших и отдаленных прогнозов на основе стабильных методик (включая методики ООН и международных финансовых организаций), служащих основой для получения сравнимых результатов, дают возможность представить весь процесс фискальной политики в динамике, корректируя его показатели по мере необходимости.
Состояние финансового кризиса в России позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, это показывает, что невозможно нарушать основные принципы фискальной политики, обусловленные потребностями макроэкономического развития.
Во-вторых, означает необходимость перехода к новому этапу экономической политики, когда ее приоритетным направлением становится именно фискальная политика. Упомянутый в начале статьи тезис о "великом споре" между монетаристами и "фискалистами", как представляется, сейчас решается в пользу последних.
В-третьих, возрастание роли фискальных рычагов неизбежно потребует и повышения роли государственных учреждений, занимающихся их использованием. Это особенно относится к Минфину, который до сих пор не занял места, адекватного его функциям в рыночных условиях.
Наряду с неточностями в регулировании денежного обращения нарушение законов фискальной политики стало одной из главных причин финансового кризиса.


240

* В соответствии с международным взглядом на финансы как на широкую сферу применения денежных средств финансовая политика в представлениях зарубежных экономистов также имеет весьма обширный диапазон. Там же, где речь идет об аспектах макроэкономического регулирования через государственный бюджет, используется понятие фискальной политики.
* Имеются в виду несколько различных видов причин несоблюдения подобных условий в России. Это, во-первых, недостаточное внимание к пониманию сущности фискальной политики как таковой и некоторое пренебрежение к теоретическим аспектам ее изучения.

Это, во-вторых, сложная система многосекторной экономики России, требующая модификации некоторых положений известных макроэкономических теорий, в т.ч. и применительно к фискальной политике. Это, наконец, ограниченные возможности и трудности в организации фискальных мероприятий из-за тяжелого финансового кризиса в стране.
* Соотношение между микроэкономикой и макроэкономикой лучше всего рассматривать по методологии К. Маркса, примененной им к понятиям конкретного и абстрактного труда: и то, и другое характеризует с разных сторон одно и то же явление  труд. В контексте изучаемого вопроса по аналогии со сказанным микроэкономику и макроэкономику следует считать двумя направлениями анализа такого сложного процесса, каким является экономика.
** Современные макроэкономисты  специалисты высокого профессионального уровня. Они должны обладать знаниями и умениями экономистов-системщиков, аналитиков-математиков, компьютерщиков-прогнозистов и др.

Все специалисты, занятые в финансовых учреждениях, по определению  макроэкономисты.
* Специалисты, занятые в финансовых учреждениях, должны быть хорошо подготовлены в области макроэкономики в целом и особенно в прикладной макроэкономике. Наличие Департамента макроэкономической политики в Минфине подтверждает понимание этой необходимости.



Содержание раздела