Накопленный в мире опыт свидетельствует о нескольких направлениях деятельности государства в этой области. Некоторые из них вполне типичны для всех стран независимо от того, идет ли речь о зрелой рыночной или переходной экономике.
Среди общепризнанных направлений следует назвать в первую очередь политику по реализации социальных программ. Ее задача создание и поддержание социального равновесия в обществе.
В расчет берется исходная основа: общество по своей природе всегда имеет элемент неоднородности и, как результат, материального неравенства. Социальный баланс, благоустроенная жизнь более обеспеченных слоев общества стабильнее сохраняется в том случае, если через систему налогов они поддерживают (естественно, в определенной степени) материальный уровень жизни более низкооплачиваемых слоев.
Общим элементом для стран с развитой рыночной и переходной экономикой является и наличие определенных противоречий, порождаемых самой социальной политикой, реализацией ее целей. Конфликтная ситуация обусловлена противопоставлением потребностей общества и финансовых ресурсов государства, а также противостоянием целей разных социальных групп.
Методы решения данного конфликта (потребности ресурсы, цели возможности, интересы интересы) имеют в названных группах стран как общие, так и специфические черты. К общим отнесем систему компромиссов, метод гибкого маневрирования с поочередным покрытием потребностей различных социальных групп.
Однако существуют и заметные различия. В странах с развитой рыночной экономикой эпицентр решений находится в русле достижения эффективного экономического роста. Максимально возможный прирост ВНП обеспечивает ослабление напряженности между запросами и финансовыми резервами, целями различных групп. Благоприятный эффект оказывает и система общенациональных дискуссий, проводимая через средства массовой информации по вопросу о социальных проблемах и методах их решения (практически это часто совпадает по времени с избирательными кампаниями).
Как показывает практика, современные, целенаправленные методы массового убеждения играют весьма заметную роль в решении социальных конфликтов. Неоспорима при этом институциональная роль партий, общественных групп, средств массовой информации.
В условиях переходной экономики (как это имеет место, например, в России) методы решения социальных противоречий во многом специфичны. Прежде всего положение осложнено тем, что экономика находится в депрессии. Экономический рост пока еще в стадии ожидания. Поэтому путь решения противоречий социальной политики достаточно затруднен. Естественно, что в ход идут методы “второго эшелона” социально-экономическое маневрирование.
Финансовые средства направляются прежде всего в те сферы, где их отсутствие наиболее опасно. В первую очередь речь идет о поддержании пенсионного обеспечения. В отношении же заработной платы лиц, занятых на государственных предприятиях, вынужденно используется метод задержки выплаты денежных сумм; практикуется также предоставление неоплачиваемых внеочередных отпусков.
Более радикальный путь закрытие убыточных предприятий, но это неизбежно влечет массовые увольнения, что не добавляет равновесия в обществе.
Важнейший аспект государственной активности в сфере экономики (без чего не могут быть решены социальные вопросы) развитие инфраструктуры. Понятие инфраструктуры многопланово и имеет тенденцию к более широкому толкованию.
Существуют так называемые материальные объекты инфраструктуры (система дорог, портов, средств связи, учреждения социальной сферы) и нематериальные (правовая система, стабильная национальная валютная система, эффективная система конкуренции, система образования).
В этом отношении существует немало общего между странами с развитой рыночной и переходной экономикой. Однако налицо и заметные различия.
В странах с развитой рыночной экономикой поле деятельности государства постепенно перемещается от материальных к нематериальным объектам инфраструктуры. Наблюдается также положение, при котором необходимые социальные расходы постепенно сдвигаются в сторону частного сектора. Например, прослеживается тенденция более широкого распространения частного социального страхования, обеспечивающего пенсионное и медицинское обслуживание населения.
Все это стало возможным на определенной стадии зрелости общества.
Обусловлено это растущей социальной нивелировкой общества, что происходит за счет увеличения доли среднего класса. Этот процесс позволяет несколько снизить социальную ответственность государства. Само общество постепенно приходит к выводу: более оплачиваемый не может до бесконечности кормить менее оплачиваемого.
Право граждан на индивидуальный выбор формы социальных услуг позволяет поставить преграду механическим перечислениям собственных средств в пользу оплаты пенсий и медицинских расходов других лиц, которые зачастую сознательно избегают необходимой доли своего вклада в общий финансовый фонд государства. Примеров злоупотребления в пользовании социальными благами со стороны “несознательных элементов” в любом обществе масса.
Этим проблемам посвящено немало публикаций в печати западных стран.
Что касается тенденций в социальном развитии нашей страны, то в блоке нематериальных составляющих понятия инфраструктуры следует обозначить самостоятельное звено: складывающуюся систему экономического образования широких масс населения, становление экономического мировоззрения нации. Памятуя о роли государства в общественных процессах, отметим, что здесь его задача в оказании помощи обществу по формированию грамотного, цивилизованного понимания экономических и социальных проблем в условиях демократических перемен и становления рыночной экономики.
Данная целевая ориентация непростая задача, ее решение во многом определяется степенью образованности населения, его менталитетом, сложившимися традициями. Степень образованности населения в нашей стране в целом достаточно высока (по крайней мере по внешним параметрам).
Однако по линии традиций и менталитета проявляются обстоятельства, которые мешают формированию современного мировоззрения, ориентированного на положительное восприятие новых стереотипов жизни.
Среди указанных обстоятельств отметим отсутствие навыка к самостоятельному принятию решений. Российское население длительное время существовало в условиях царского самодержавия, позднее тоталитарной партийной диктатуры. Создалась привычка следования за лидером (что освобождало от необходимости самостоятельного принятия решений). Для рядовых членов общества такое положение облегчало существование.
Однако в российском менталитете образовались признаки противоречия: привычка следовать за лидером непостижимым образом сочеталась с традиционной чертой внутреннего неуважения к начальствующим персонам.
Информация воспринимается населением ныне более критично. Тем не менее следует учитывать еще достаточно крепко сохранившуюся привычку населения доверять средствам массовой информации.
В связи с этим одна из важнейших задач современной российской действительности разработка методов воздействия на мировоззрение людей с помощью умелой, профессионально поданной, объективной и всесторонней информации. При этом важно учитывать особенности менталитета нации.
Известно, например, что для многих россиян достаточно типична не столько рациональная, сколько эмоциональная форма восприятия информации, и далеко не всегда приемлем чересчур рассудительный, теоретически и логически выстроенный стиль подачи материала. Присовокупим сюда еще известную всему миру так называемую российскую непредсказуемость в мыслях и поступках!
Все сказанное свидетельствует о необходимости выработки системы воздействия на общественное мировоззрение с помощью гибких и умных, то есть нелобовых мер. Косвенные меры (в отличие от прямых) выражаются не в жестком навязывании той или иной точки зрения, а во всемерном развитии самосознания людей, что побуждает личность к самостоятельности и активности и отвечает задачам общественного развития.
***
В заключение отметим, что российский экономический форум в Екатеринбурге стал очевидным свидетельством того, что в развитии экономической реформы наступает новый этап. Активными ее участниками стремятся стать регионы, желая при этом повернуть Москву к себе лицом. В этом побуждении проявляется, безусловно, как объективная основа, так и субъективный, психологический момент.
Интересна в связи с этим мысль, прозвучавшая в Екатеринбурге: в Москве есть флаги республик, но нет пока флагов областей...
Хочется надеяться, что разрешение противоречий, неизбежных между различными политическими течениями, партиями и их лидерами, постепенно примет более цивилизованный характер, отчего выиграют все.