Вторая группа – партнеры средней степени надежности.


Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя требуется заявление по установленной форме и документ, свидетельствующий об уплате регистрационного сбора. Для регистрации коммерческой организации (юридического лица) заявитель должен представить или направить по почте перечень строго определенных и надлежаще оформленных документов:

  • заявление о регистрации,
  • устав, утвержденный учредителями,
  • решение о создании организации, либо договор учредителей,
  • документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала,
  • свидетельство об уплате государственной пошлины.

По сравнению с индивидуальными предпринимателями деятельность юридических лиц является более сложной в организационно-правовом и финансово-экономическом аспекте, в связи с чем их экономическая безопасность в большей степени подвержена разного рода угрозам. Получив статус юридического лица, предприниматель совершает действия уже не от своего имени, а от имени данного юридического лица. Для юридического лица должны иметь место в совокупности следующие признаки:

  • наличие обособленного имущества;
  • способность отвечать по обязательствам своим имуществом;
  • способность выступать в имущественном обороте от своего имени;
  • возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.

Договоры и договорные отношения
В условиях рыночной экономики у предпринимателей возникает объективная потребность во взаимодействии с другими субъектами хозяйственного оборота: поставщиками, потребителями, партнерами, кредитными организациями, посредниками, страховщиками и т.д. Это взаимодействие осуществляется, как правило, в форме сделок.

В сделках могут "закладываться" угрозы предпринимательской деятельности, в связи с чем они требуют тщательной подготовительной работы.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей (4). Каждый участник сделки принимает на себя определенные обязательства и получает определенные права. Эти права и обязательства предпринимателя закрепляются в договоре. Договор есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В договоре закрепляются предмет договоренности, взаимные права и обязанности лиц, последствия нарушения договора.
Российское законодательство предусматривает весьма разнообразные типы договоров – в Гражданском кодексе их содержится более 40, хотя и не все из них прямо связаны с предпринимательской деятельностью. Все многообразие предпринимательских договоров можно распределить на несколько групп:

  • обязательства по передаче имущества в собственность (договоры купли-продажи, поставки, товаров, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости и предприятия, мены);
  • обязательства по передаче имущества в пользование (договоры аренды транспортных средств, зданий, сооружений, предприятий, лизинга);
  • обязательства по оказанию услуг (договоры перевозки, транспортной экспедиции, займа, кредита, банковского счета, хранения, страхования, поручения, комиссии, агентского договора, доверительного управления);
  • обязательства по реализации творческой деятельности (договоры на выполнение научно-исследоательских, опытно-конструкторских и технологических работ).

Минимизация угроз экономической безопасности при заключении договоров
Для обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности при заключении договоров необходимо учитывать ряд положений гражданского законодательства и соблюдать определенные правила. Процесс заключения договора может быть разделен на три этапа: подготовительный этап (подготовка к подписанию), основной (процесс определения условий договора), заключительный (оформление и непосредственное подписание).

Каждый этап имеет свою специфику в обеспечении экономической безопасности.
А. Подготовительный этап.
Основная задача предпринимателя на данном этапе – определить свое отношение к предполагаемому договору, или – точнее – к потенциальному партнеру. Здесь следует учитывать, что гражданское законодательство предусматривает свободу договора. Предпринимателя никто не может принудить к заключению договора.



Он сам волен выбирать партнера при заключении договора, вид и условия договора. Для обеспечения собственной экономической безопасности, прежде всего, следует собрать предварительные сведения о предполагаемом партнере:

  • организационно-правовая форма партнера, предусмотренная учредительными документами (поскольку все они имеют разную степень ответственности);
  • подтверждаются ли сведения о государственной регистрации партнера (поскольку возможно, что это лицо является фиктивным);
  • разрешена ли подобная деятельность в уставе партнера, имеется ли лицензия на осуществление данного вида деятельности (так как в противном случае сделка может быть признана недействительной).

Далее необходим сбор и анализ общей информации о партнере:

  • финансово-экономической – производится экспресс-анализ бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату (см. Приложение № 12). Например, если размер оборотных активов превышает размер краткосрочных пассивов, то такое предприятие можно признать финансово устойчивым. Могут рассчитываться такие финансовые показатели, как рентабельность производства, финансовые коэффициенты – автономии, текущей ликвидности, покрытия и их основные тенденции в течение ряда лет);
  • организационной (количество работающих, структура фирмы, система управления, степень самостоятельности фирмы, наличие филиалов, территориальный охват деятельности);
  • рыночной (контролируемая доля рынка, имидж фирмы, возможность конкуренции с ней, постоянные контрагенты);
  • специфической (наличие "теневого оборота", участие в нелегальных сделках, связи с преступными группировками и т.п.);
  • сведения об управленческом персонале фирмы (образование, наличие судимости, компетентность, деловая репутация).

После сбора общей информации о фирме необходимо проанализировать полученные сведения и определить степень надежности фирмы как потенциального контрагента. Для этого используются методы рейтинговой оценки, либо принимается решение на основании положительной информации по всем (или большинству) аспектам деятельности потенциального партнера.

В самом общем виде все потенциальные партнеры по степени надежности могут быть разделены на три группы.
Первая группа – наиболее надежные партнеры. Вся собранная информация по вышеназванным критериям является положительной – это позволяет сделать вывод о том, что данный партнер выполняет свои обязательства и имеет высокую исполнительскую дисциплину по совершаемым сделкам.
Вторая группа – партнеры средней степени надежности. Информация свидетельствует, что в большинстве случаев партнер старается выполнять свои обязательства, хотя имели место единичные нарушения условий сделок.
Третья группа – контрагенты с низкой степенью надежности. Они, как правило, не выполняют взятых на себя обязательств, используют нелегальные методы в своей деятельности, зачастую занимаются запрещенными видами деятельности, либо связаны с организованными преступными группировками.
Отнесение потенциального партнера к одной из групп позволяет в конце данного (предварительного) этапа принять одно из возможных решений:

  • отказ от подписания договора с данным контрагентом;
  • подписание протокола о намерениях – это может быть использовано в случае, когда собранной информации оказалось недостаточно и необходима дополнительная проверка для определения надежности потенциального партнера;
  • согласие на подписание договора.

Б. Основной этап (процесс определения условий договора).
После принятия решения о выборе контрагента стороны приступают к обсуждению условий соглашения, которые составляют содержание договора. Все условия по своему юридическому значению делятся на существенные (которые необходимы и достаточны для заключения договора и требуют согласования сторон, например – предмет договора, цена товара или оценка залога), обычные (которые не нуждаются в согласовании сторон, например, при заключении договора аренды, автоматически вступает в действие условие, предусмотренное ст.

211 ГК РФ, в соответствии с которым риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, т.е. арендодатель) и случайные (которые изменяют либо дополняют обычные условия, например, если при согласовании условий договора купли-продажи стороны не решили каким видом транспорта будет доставлен товар покупателю, то договор считается заключенным и без этого случайного условия) (5).
Каждый предпринимательский договор должен иметь ряд обязательных элементов. Так, договор купли-продажи, включает:
Преамбулу – в которой указывается наименование договора (например, купли-продажи), место и время его заключения, наименование сторон.
Основную часть – предмет договора (количество товара), цена товара, качество, базисные условия поставки, скидки с цены, форма платежа, срок поставки, односторонний отказ от договора, маркировка, упаковка товара, сдача-приемка товара, ответственность сторон.



Содержание раздела