Служащие банка обязаны хранить банковскую тайну.


Организационно-управленческая информация:

  • сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;
  • оригинальные методы организации управления;
  • система организации труда.

5. Маркетинговая информация:

  • рыночная стратегия;
  • планы рекламной деятельности;
  • планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;
  • методы работы на рынках;
  • планы сбыта продукции;
  • анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

6. Финансовая информация:

  • планирование прибыли, себестоимости;
  • ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки;
  • возможные источники финансирования;
  • финансовые прогнозы.

7. Информация о персонале фирмы:

  • личные дела сотрудников;
  • планы увеличения (сокращения) персонала;
  • содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.

8. Программное обеспечение:

  • программы;
  • пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.

Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры. Информация, составляющая коммерческую тайну, может существовать в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на "жестком" диске компьютера, в памяти сотрудников.

Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа – устава, в котором дается понятие коммерческой тайны и устанавливается ответственность за ее несоблюдение.
Для более эффективной организации работы по защите коммерческой информации весьма целесообразно разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне на преLприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства.

Он включает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.
Банковская тайна
Одной из специфических разновидностей коммерческой тайны является банковская тайна. Банковская тайна – это информация, доступ к которой банк, в соответствии с законом, имеет право ограничивать. Банки, как правило, работают с многочисленными клиентами, вкладчиками, корреспондентами, интересы которых могут пострадать при разглашении информации об их операциях, сделках, счетах и пр.

Причем угрозы могут исходить как от конкурентов, так и от преступных сообществ. В связи с этим возникает необходимость в защите информации, которой обладают банки, в том числе и информации о деятельности лиц, пользующихся разнообразными услугами банков.
Особенность правового режима банковской тайны заключается в том, что перечень сведений, включаемых в нее, устанавливается не только законодательно, но и самими банками. Причем, в Российской Федерации пока нет отдельного закона о банковской тайне, а законодательное регулирование осуществляется в основном Гражданским кодексом РФ (ст. 857) и Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (ст. 26). В этих законодательных актах предусмотрено, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиентах и корреспондентах.

Кроме того, банки сами могут относить часть информации, которой они владеют к категории банковской тайны (если это не противоречит федеральному закону). Служащие банка обязаны хранить банковскую тайну.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Закон же предусматривает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.



Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан – иностранным консульским учреждениям.
Коммерческие банки тесно связаны с Банком России, который получает от них большое количество информации. Законодательно установлено, что Банк России не вправе разглашать информацию о счетах, вкладах, конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученных им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, аудиторские организации, осуществляющие обязательные ежегодные проверки кредитных организаций, также не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом. Гражданско-правовая ответственность выражается в применении способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ.

В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных ему убытков.
Несмотря на наличие ряда общих законодательных норм, гарантирующих сохранение банковской тайны, в российском законодательстве отсутствует разъяснение того, что понимается под этой гарантией, какие условия должны при этом выполняться, каковы критерии обеспечения защиты информации, составляющей банковскую тайну и т. п. В связи с этим, реальное обеспечение защиты банковской тайны в современных условиях сопряжено со значительными трудностями.
В нынешних условиях угрозы банковской тайны зачастую исходят не только от конкурентов и преступных группировок, но и от правоохранительных органов, например, налоговой полиции. Злоупотребления в этом случае могут иметь форму:

  • изъятия конфиденциальных документов без надлежащего правового оформления (протокола выемки);
  • проведения обыска без санкции прокурора;
  • использования спецсредств ("жучков") в собственных корыстных целях.

Коммерческая тайна и персонал
В деле защиты предпринимательской деятельности от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия, который может стать как объектом, так и субъектом таких угроз. Это процесс предполагает проведение превентивных и текущих мер, направленных на работу с кадрами.

Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже дорогостоящие средства защиты. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала (6).
Угрозы экономической безопасности фирмы со стороны, например, конкурентов, реализуемые через ее персонал, могут принимать такие формы как:

  • переманивание сотрудников, владеющих конфиденциальной информацией;
  • ложные предложения работы сотрудникам конкурентов с целью выведывания информации;
  • выведывание конфиденциальных сведений у сотрудников в такой форме, что последние не догадываются о цели вопросов;
  • прямой подкуп сотрудников фирм-конкурентов;
  • засылка агентов к конкурентам;
  • тайное наблюдение за сотрудниками конкурентов.

Организация эффективной защиты экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации:

  • предварительный (в период предшествующий приему на работу);
  • текущий (в период работы сотрудника);
  • заключительный (во время увольнения сотрудника).

Предварительный этап является наиболее ответственным и, соответственно, более сложным. В случае возникновения необходимости принять нового сотрудника на работу, связанную с допуском к конфиденциальной информации, целесообразнее всего соблюсти следующую технологию приема.
Прежде всего, на основании должностной инструкции и особенностей деятельности разрабатываются требования к кандидату на должность. Они включают не только формальные требования – пол, возраст, образование, опыт работы, но и ряд морально-психологических качеств, которыми должен обладать кандидат.



Содержание раздела