О методических подходах органов государственной статистики к оценке масштабов теневой экономики


О методических подходах органов
государственной статистики к оценке
масштабов «теневой экономики» чет только легальной экономической деятельности и только официальной экономики явно недостаточен для объективной оценки социально-экономического развития страны и выработки государственной экономической политики. Современные международные стандарты по статистике при построении важнейших макроэкономических показателей в качестве одного из главных моментов содержат требование учета скрытой и неформальной деятельности.
Госкомстат России, руководствуясь этими принципами, регулярно вносит такие поправки в данные, получаемые традиционным путем через статистическое наблюдение. Расчеты скрытой и неформальной экономики ведутся начиная с 1993 г. Публикуемые Госкомстатом России отраслевые и макроэкономические показатели, касающиеся таких сфер, как производство, доходы, потребление, накопление, экспорт и импорт, учитывают в том числе и экономическую деятельность скрытого и неформального секторов.
Надо сказать, что термин «теневая экономика» крайне неоднозначен в своем понимании и трактуется специалистами различных ведомств по-своему (имеются в виду работники правоохранительных органов, статистических и налоговых служб).
Основные определения «теневой экономики», наиболее часто применяемые специалистами, таковы:

  • «теневая экономика» рассматривается только как запрещенные виды экономической и неэкономической деятельности;
  • «теневая экономика» трактуется лишь как скрытое производство;
  • «теневая экономика» представляет собой всякую экономическую деятельность, которая по тем или иным причинам не учитывается официальной статистикой или ускользает от налогообложения, но которую необходимо досчитать и включить в валовой внутренний продукт;
  • «теневая экономика» представляет собой скрываемую или запрещаемую экономическую деятельность, осуществляемую как в границах официальной (формальной), так и в рамках неформальной экономики.

На основании первого подхода «теневая экономика» рассматривается лишь как запрещенная, подпольная деятельность. Причем в этом случае к «теневой экономике» относят и неэкономические (непроизводительные) виды нелегальной деятельности, такие как организованная преступность, рэкет и т.д.

Несмотря на то что подобные виды деятельности не связаны с производством, формированием первичных доходов, активов, они ведут к перераспределению доходов и активов и поэтому могут рассматриваться как проблемы экономического характера.
Во втором случае понятие «теневой экономики» ограничивается лишь скрытым производством, которое включает в себя законную экономическую деятельность. Однако эта деятельность либо скрывается, либо преуменьшается субъектами с целью ухода от налогообложения и других социальных взносов.
Более полным является третий подход. Он отражает все систематически нерегистрируемые статистикой экономические процессы как легальные, так и нелегальные.
Наиболее же правильным (с экономической точки зрения) является четвертый вариант, так как в данном случае речь идет не о ненаблюдаемой экономике, а ее части «теневой экономике».
Однако в практической статистике чаще всего оперируют понятием ненаблюдаемая экономика. Объясняется это тем, что при построении СНС руководствуются принципами сбалансированности производства и использования ресурсов, доходов и расходов, поэтому в рамках счетов должны учитываться все операции вне зависимости от того, являются они законными или нет (кроме того, одна и та же экономическая операция может рассматриваться продавцом и покупателем по-разному).

Главный принцип учета или не учета той или иной операции отвечает ли она критериям экономических операций в понимании СНС. Тогда на первый план выходит ненаблюдаемая экономика, понятие которой во многом пересекается с понятием теневой, но также имеет и некоторые отличия.
Так, показатели ненаблюдаемой экономики включают в себя:

  • показатели законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов;
  • показатели неформальной деятельности:

деятельность некорпорированных предприятий, работающих для собственных нужд;

деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью;
деятельность предпринимателей без образования юридического лица;

  • показатели легальной экономической деятельности, не учитываемой из-за несовершенства статистического наблюдения;
  • показатели нелегальной деятельности:

легальные виды деятельности, которые становятся нелегальными, если осуществляются субъектами, не имеющими на это права (например, врачебные услуги при отсутствии соответствующего диплома);
нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос (например, различные виды контрабанды и т.п.).
Для целей статистического наблюдения наиболее значимы (с позиции их включения в ВВП) все перечисленные выше виды ненаблюдаемой деятельности, кроме последнего компонента, не рассматриваемого в настоящее время в сфере производства.
Согласно принципам СНС в границы производства не включается и не отражается в ВВП непроизводственная деятельность, связанная с незаконным перераспределением доходов и активов, такая как взятки, присвоение чужой собственности, обман покупателей и т.п. Незаконное перераспределение доходов и активов никак не влияет на объем производства товаров и услуг и, следовательно, на добавленную стоимость.
Скрытое производство осуществляется практически во всех отраслях экономики. Определение его объемов в большинстве случаев проводят в разрезе отраслей: по некоторым показателям начиная с регионального уровня с последующим сведением на федеральный, по другим только на федеральном уровне. Затем при построении показателей системы национальных счетов по мере необходимости проводят их последующую корректировку.

Кроме учета показателей скрытого производства практической статистикой проводятся также расчеты некоторых элементов подпольного производства, таких как оказание тех или иных платных услуг населению без лицензии, подпольное производство алкоголя и т.п.
Наибольшие объемы скрытой и неформальной экономической деятельности наблюдаются в торговле и в сфере платных услуг населению.
Скрытая экономическая деятельность в торговле образуется за счет занижения объемов розничного товарооборота организациями торговли в текущей статистической отчетности. Методика, применяемая для определения параметров сокрытия, использует ряд связанных с данными розничного товарооборота показателей: уровень издержек обращения в % к товарообороту, объем торговой выручки, поступившей в кассы банков, объем расходов домашних хозяйств на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров (данные статистики домашних хозяйств).
Скрытая экономическая деятельность в промышленности образуется в результате сокрытия части произведенной продукции зарегистрированными экономическими единицами, а также наличия нелицензированного и подпольного производства разрешенных законом видов товаров и услуг. Эти объемы определяются на основе информации налоговых органов о правильности уплаты НДС налогоплательщиками.
К скрытой экономической деятельности сельского хозяйства относят занижение размеров производства сельскохозяйственной продукции животноводства и растениеводства (чаще всего с целью уклонения от уплаты налогов). Сравнение уровня потребления продуктов питания и темпов его роста часто показывает, что сокрытие продукции сельского хозяйства происходит по всем ее важнейшим видам.
Сокрытые объемы животноводческой продукции получают исходя из разницы между фактическим расходом кормов и расходом кормов по отчетным данным и среднего выхода продукции на единицу израсходованных кормов. Размер сокрытия посевных площадей вычисляется как разница между расчетной посевной площадью, определяемой по данным о фактическом расходе семян и нормы их высева, и площадью посева зерновых культур по данным статистической отчетности.
Как уже говорилось, проявления скрытой и неформальной деятельности весьма заметны в сфере платных услуг населению.
К скрытой деятельности в сфере платных услуг населению относят деятельность официально зарегистрированных предприятий, оказывающих платные услуги населению, но не представивших о себе сведения в статистические органы, а также деятельность предприятий, представляющих заниженные объемы оказанных услуг.
Довольно трудно определить объемы занижения сведений предприятиями. Существующие подходы к определению этого показателя можно разбить на следующие группы:

  • расчет различного рода относительных показателей на основе сведений бухгалтерского баланса и представленных форм статистической отчетности: объем платных услуг, приходящийся на одного работника, среднемесячная заработная плата, прибыль на одного работника, прибыль по отношению к затратам, затраты на одного работника и т.д. на основе которых можно сделать вывод о степени занижения отчетных данных и объемах сокрытия (например, заработная плата на предприятии значительно выше, чем у других, а объем оказанных услуг в расчете на одного работника ниже тогда, возможно, часть объема платных услуг сокрыта);
  • расчет доли НДС в объеме платных услуг по однотипным предприятиям; считается, что у предприятия нет особых причин занижать сведения об НДС, поэтому если его доля завышена, то есть вероятность сокрытия сведений об объеме платных услуг;
  • на основе данных проверок налоговых органов, в частности по применению организациями контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, рассчитывается соотношение размера неоприходованной выручки и выручки за день по отчетности, на основе которого затем происходит последующая корректировка данных.

Органами государственной статистики также устанавливается размер экономической деятельности некорпорированных организаций в сфере платных услуг населению, которая относится к неформальному сектору экономики.
Отдельно определяются размеры скрытой и неформальной деятельности на транспорте. Здесь под нею понимают деятельность зарегистрированных организаций, не представивших о себе сведения в статистические органы или представивших заниженные статистические данные об объеме транспортной работы; а также деятельность незарегистрированных организаций, выполняющих перевозки грузов (чаще всего на нерегулярной основе).

Отдельно учитывают деятельность физических лиц, не зарегистрированных как предприниматели. Это относится, например, к индивидуальным владельцам легковых автомобилей, осуществляющих платную перевозку пассажиров.
Скрытая и неформальная деятельность в области строительства и инвестиций определяется на основе ресурсного метода следующим образом. На базе инвестиционных ресурсов определяются оценочные объемы, которые сравниваются с данными статистического наблюдения.

Разница этих величин характеризует величину скрытой и неформальной деятельности.
В заключение нельзя не отметить, что определение объемов нелегальной экономической деятельности (например, такой как производство и продажа наркотиков и т.п.) в настоящее время не проводится до сих пор не найдена соответствующая информационная база, которая послужила бы основой подобным расчетам.
M




Содержание  Назад  Вперед