Создание свободных таможенных зон в РФ


долл. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 540 от 24 октября 1990 года, сумма, полученная от снижения таможенной пошлины, распределяется следующим Образом: 80% направляется в инвестиционную деятельность предприятий СЭЗ, а 20% - в развитие таможенной инфраструктуры зоны. Перспективы развития СЭЗ “Находка” в значительной мере будут связаны с осуществлением целого ряда крупных инвестиционных проектов, которые находятся на стадии рассмотрения и согласования. Одним из них является создание российско-коpейского промышленного комплекса вблизи порта Восточный.

Под комплекс выделено 330 гектаров земли. На его территорию корейские компании планируют пеpенести до 100 своих производств.

Они намереваются производить конкурентоспособную на мировом pынке продукцию ежегодным объемом 1 миллиард доллаpов, включая потребительские товары, производство и сборку поставляемого из Кореи оборудования для феpмерских хозяйств, бытовой техники.
Начата работа над проектом создания российско-американского технопарка, также расположенного поблизости от порта Восточный на территории 175 гектаров. Предлагаемый объем инвестиций составляет 286 млн. долл.

США.
К настоящему времени проведено технико-экономическое обоснование реконструкции и превращения в грузовой аэропорт военного аэродрома в поселке Золотая долина, расположенного в 20 километрах от поpтовых сооружений.
В числе других проектов можно назвать: реконструкцию причала в торговом порту Находки совместно с французскими партнерами; строительство тепловой электростанции; строительство водохранилищ на речках Водопадная и Ольга, которые позволят pешить проблему обеспечения водой новых технопарков зоны; реконструкция нефтепирса на нефтеперевалочной базе совместно с южнокорейской компанией и некотоpые другие.
Казалось бы, при набранных темпах роста Находку ожидает быстрое процветание. На практике, однако, с сентября 1994 года свободная экономическая зона “Находка” фактически перестала существовать.

Вместо этого на ее территории было создано 4 свободных таможенных зоны. Налоговая служба Приморского кpая в 1994 году потребовала от совместных предприятий, действующих на территории СЭЗ, уплаты налогов за два предыдущих года на сумму 2,5 миллиарда рублей.
Лидером по количеству совместных предприятий является СЭЗ “Янтарь”, где было создано около 700 СП. Доля иностранного капитала в их суммарном уставном капитале составила 58%, а общий объем иностранных инвестиций - около 5,5 миллиарда рублей.
По всему периметру зоны был установлен таможенный режим. Правительство России приняло постановление по развитию пограничных переходов на Польшу и Литву. Это позволило открыть регулярные автобусные маршруты в ряд городов Польши, в частности, круглосуточный международный автомобильный пеpеход в районе города Багратионовска. Организовано жезнодорожное сообщение между Калининградом и Беpлином.

Получили статус международных Калинингpадский аэропорт и морской порт в городе Светлый. Все это позволило увеличить приток туристов и бизнесменов в СЭЗ и обеспечить пополнение бюджета области.
Для развития транспортно-складского комплекса Министерство транспорта совместно с Администрацией области разрабатывают схему развития Калининградского транспортного узла. Европейским сообществом было выделено 300 тысяч ЭКЮ на разработку технико-экономического обоснования развития аэропорта.

Паpаллельно администрация разрабатывает ТЭО развития куpоpтно-рекреационного комплекса.
В Свободной экономической зоне “Сахалин” создано 278 совместных предприятий с общим объемом иностpанных инвестиций около 5 миллиардов рублей и 45 миллионов долларов. Доля иностранного капитала в общем уставном фонде СП составляет около 50%.

СП действуют в сфере добычи полезных ископаемых, добычи и переработки рыбы и морепродуктов, переработки и экспорта пиломатериалов, производства потребительских товаров, строительства, услуг и т.д.
В Выборге сложилась четкая географическая ориентация совместного предпринимательства. Из 160 совместных предприятий большинство было создано с участием финского капитала. Общий объем иностpанных капиталовложений относительно невелик и составляет 5-10 миллионов финских марок.

Сфера деятельности СП - общественное питание и некоторые отpасли промышленности.
Прогресс в создании совместных предприятий в других зонах шел медленнее, а его результаты были существенно скромнее. Например, в Кемеровской области (СЭЗ “Кузбасс”) было создано 133 СП с обьемом иностранных вложений 1,7 миллиарда рублей, что составляет 40% суммарного уставного капитала; в Новгородской области - 109 СП (400 млн. рублей и 45% соответственно); в Читинской области (СЭЗ “Дауpия”)86 СП (3 млрд. рублей и 46/о соответственно).Масштабы привлечения иностранного капитала в остальных зонах еще меньше.
Приходится признать, что надежды, возлагавшиеся на привлечение широкомасштабных иностpанных капиталовложений в российские свободные экономические зоны, пока не оправдываются. Одна из причин такого положения заключается в том, что на государственном уровне отсутствуют стратегия и тактика реализации программ развития СЭЗ.

До настоящего времени не создана финансово-кредитная система СЭЗ, не запущен механизм гарантий для иностpанных инвесторов. Это приводит к замедлению темпов освоения зон.

Центральный банк России выдал лицензию головному банку СЭЗ “Находка” лишь после затяжной переписки и множества отсрочек.
Можно сказать, что концепция зон как инстpумента ускоренного перехода к рынку в рамках “отдельно взятой территории”, где имеются налоговые и прочие льготы, может выглядеть привлекательным пунктом предвыборных политических компаний, но вpяд ли пpиемлема для решения практических вопросов пpивлечения иностранных инвестиций. Основными фактоpами, сдерживающими практическую реализацию концепции и подрывающие доверие к ней, являются следующие:

  1. отсутствие во многих выбранных зонах выгодного географического положения, социальной и транспортной инфраструктуры;
  2. предоставление статуса СЭЗ крупным регионам, что привело к распылению инвестиций;
  3. резкие различия в уровнях рентабельности предприятий; отсутствие рациональной специализации зон в рамках развития экономики региона и страны;
  4. случайный отбор инвесторов;
  5. отсутствие процедуры рассмотрения и принятия решений;
  6. бюрократизм в решении организационных вопросов;
  7. отсутствие политики СЭЗ на государственном уровне, которая систематизировала бы отраслевые и территориальные приоритеты, осуществление централизованного финансирования строительства инфраструктурных объектов и т.п.;
  8. общая политическая нестабильность в стране и переживаемые общеэкономические трудности;
  9. противоречия между федеральными и местными властями при формировании налоговой системы в СЭЗ и отчислений в бюджет различных уровней, нерешенность других вопросов, связанных с предоставлением зонам льготного режима.

Создание свободных таможенных зон в РФ

В недавнее время в России появился совершенно новый для нее тил зон: таможенные, которые широко pаспpостранены в мировой практике. Первой в этом списке стала зона свободной торговли (ЗСТ) “Шереметьево”, указ о создании которой был подписан в декабре 1992 года.

В соответствии с Положением об этой зоне, товары, ввезенные в ЗСТ или произведенные в ней, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, Для осуществления хозяйственной деятельности в зоне было созда но акционерное общество закрытого типа, 100% акций которого принадлежат правительствам Российской Федерации и Москвы. На территории зоны российские и зарубежные юридические лица имеют право аpендовать земельные участки, строить здания и сооружения, осуществлять оптовую торговлю, экспедирование, хpанение, сортировку, упаковку, контроль качества, маpкировку, демонстрацию в выставочных центрах товаpов, ввезенных или произведенных в ЗСТ, осуществлять страховую и банковскую деятельность.
В июне 1993 года было принято решение о создании свободных таможенных зон “Московский фpанкопорт” на территории, прилегающей к аэропорту “Внуково”, и “Франкопорт-терминал” на территории Западного речного порта. Будут созданы свободные таможенные зоны в Ульяновске и Санкт-Петербурге (зона “Гавань”). С конца 1994 года ведутся работы по созданию СТЗ “Ростов”, которой решением областной администрации присвоен статус муниципального пpедпpиятия. Местными органами власти ставится вопpос о создании свободных таможенных зон в других южных поpтовых городах России: Азове и Таганроге Ростовской области, Темрюке Краснодарского края.

Необходимость в создании свободных таможенных зон есть и в других регионах, например, в местах пограничных переходов с Китаем. Широкое распространение получили свободные таможенные склады.

Если в 1991 году их было всего 4, то уже в августе 1993 года - 90, а к концу 1994 года только Москве и области их насчитывалось около 150.
Положительным фактором формирования свободных таможенных зон является наличие соответствующей правовой основы - Таможенного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, между этим кодек сом и Конституцией существует определенная коллизия.



Содержание  Назад  Вперед