Коллективные ресурсы


Раньше так можно было отдохнуть от работы, сейчас это стало второй кожей. …Даже психологически – я не могу, как "новые русские" – все надели костюмы, галстуки. Этим отделением от них была занята какая-то ниша. Мне лично неудобно, следуя моде, одеваться как служащий банка. Может быть, это и соответствовало тому статусу, до того, как все произошло, но сейчас – это не свой наряд, не своя форма" [мужчина, 55 лет].

Заметим, что приведенный столь подробно фрагмент интервью служит прекрасной иллюстрацией к вечной дилемме – что сначала – культурные изменения или структурные. В качестве особенности можно указать и на осмысление опыта переживания стресса, жизненной трудности. Надо сказать, что в большинстве интервью такой вопрос специально задавался, поэтому нельзя судить о том, насколько это субъективно значимо для информантов. Но в ответ на вопрос многие отмечали, что кризисные периоды учат многому – прежде всего активному использованию ресурсов, а также накапливанию, каталогизации последних: "…Рассчитывать на худшее и надеяться на лучшее.

Готовиться к худшему, подстраховываться от худшего. Запасаться всем" [мужчина, 25 лет].
Завершая краткий обзор стратегий, укажем на то, что дальнейший их анализ может идти по пути "разведения" собственно стратегии (скорее как идеологии поведения) и тактики как реализации стратегии. Это – задача будущего анализа.
Используемые ресурсы. Характеристика ресурсов, используемых в процессе совладания с жизненными трудностями, – не менее важная, чем каталогизация самих стратегий, задача. Реестр ресурсов представляется специфичным не только в течение времени, но и для каждой из рассматриваемых групп.

В данном случае анализируется группа работников научных и научно-производственных учреждений, что влияет на результат исследования. Просто это необходимо иметь в виду при кампаративных обращениях к материалу.
Вначале: о коллективных ресурсах. К ним в первую очередь относится статус конкретного коллектива – "к нам обращаются, потому что знают, чем мы занимаемся…" [мужчина, 59 лет]. Отчасти этим компенсируется низкая активность в поиске заказов, дополнительных возможностей заработка для предприятия/подразделения.

К объективным же ресурсам можно отнести и материальную базу института, которой сотрудники пользуются в своих личных целях. Причем делается это почти легально, о чем можно судить по фрагменту из интервью с руководителем: "Сотрудники выживают… за счет того, что мы не ставим никаких препятствий. Есть у них рабочее место, есть персональная техника. И мы закрываем глаза на то, что сотрудники находят "левую" работу. На этих рабочих местах, на этой электроэнергии и на нашем оборудовании.

Делают какие-то разработки, продают их на сторону, получают за это деньги и поддерживают свое существование" [мужчина, 58 лет]. К объективным ресурсам отнесем и такую характеристику научных учреждений, как стабильность и социальные гарантии, свойственные государственным организациям – например, оплату больничного листа, что практически исключено на предприятиях частной формы собственности.
Личностные ресурсы можно разделить на аскриптивные и достигнутые. К первым относится, в первую очередь, возраст – дискриминация по этому признаку при приеме на работу отмечается почти всеми респондентами, тем более что большинство из них относится к старшему поколению. Однако возраст – далеко не всегда негативный ресурс.

Положение пенсионеров более выгодно по сравнению с другими категориями работающих: если пенсия выплачивается регулярно, то это основной источник дохода, а задерживаемая зарплата – своего рода сберегательный счет.
Достигнутые ресурсы – это в первую очередь умение использовать профессиональный потенциал, причем необязательно "по специальности". Важным является использование методологической культуры к другим отраслям знания и практики. Так, один из респондентов, характеризуя свою деятельность в фирме, не связанной с его научной специальностью, сказал: "… я реализовал умение логически мыслить и обобщать, находить решения и строить какой-то образ, объединять все это в контексте. И это все донести до моих слушателей, … партнеров. …Есть законы, которые действуют в обществе, или … законы рыночные. Они имеют определенную форму … с точки зрения механизма большой разницы нет.

В глобальном смысле это такие же объективные законы, как и законы физики" [мужчина, 55 лет].
Еще один фактор, влияющий на формирование стратегий, – ресурсы социальной сети: если зарубежный контракт заключает "шеф", он приглашает затем на работу своих учеников. Другой вариант – использование сети друзей: обладающие высоким достатком оказывают материальную поддержку: "У меня хорошие подруги и мою дочь они одевают… приятельница – юрист… она передает что-то моей дочери, а уж после нее донашиваю я…" [женщина, 45 лет]. Также социальная сеть используется и для получения возможностей дополнительного заработка
Акцент на ценностном аспекте поведенческих стратегий научных работников – один из многочисленных аспектов рассмотрения проблемы современного состояния российской науки. К сожалению, актуальными сегодня выглядят именно вопросы совладания ученых с трудностями, которые диктует им время. К сожалению, потому, что зарубежная традиция исследования науки как социального института располагает большим количеством концепций и ставит проблемы иного порядка – научный реализм, соотношение парадигм, норма универсальности, диффузия научных идей и пр.

Пройдет время, современный кризис российской науки так или иначе разрешится, и это предоставит новые исследовательские перспективы и возможности.
Выводы, сделанные в результате исследования, могут быть сведены к следующим суждениям.
Характеристика процессов адаптации научных работников к изменившимся социальным условиям оказывается эвристичной в связи с применением для анализа категорий "маргинальность", "совладание", а также аксиологической компоненты. Сам термин "адаптация" широко используется сегодня в социологических исследованиях. Можно выделить три подхода к объяснению адаптационных процессов, взяв в качестве критерия классификации тот "субстрат", в рамках которого разворачиваются механизмы приспособления: общебиологический, структурно-функциональный, "субъективно ориентированный", т.е. оперирующий психологическими сущностями175. Наше внимание привлекает именно последний подход, согласно которому объяснение процессов адаптации сосредоточено в явлениях внутреннего мира человека, связывающих биологический и социокультурный полюсы жизнедеятельности. Именно с этим подходом к адаптации можно связывать конструирование различных совладальческих стратегий индивидов.

Очень распространенный сам по себе, данный подход не теряет популярности благодаря нескольким причинам, среди которых можно назвать повышение значимости психологических факторов в социальных процессах, стремление исследователей искать ответы на социальные вызовы в самом человеке, поскольку в условиях социальной неустойчивости именно человек с его устремлениями и переживаниями является устойчивой точкой отсчета. Примерами "субъективно ориентированного" подхода могут служить несколько опубликованных недавно исследований, в которых механизмы адаптации раскрываются через различные когнитивно-мотивационные факторы176. Выделяются особенности ориентации в социальном пространстве, достижительская пассивность или активность, наличие или отсутствие частного интереса в деятельности, креативность мышления, особенности самовосприятия и принятие "новых" ценностей, в том числе ценности "свободы выбора", вариативность жизненных прогнозов, допущение изменчивости своего жизненного пути.
Наш анализ показал, что научные работники адаптированы к новой ситуации, то есть изменения произошли, и это касается как когнитивного, эмоционального, так и поведенческого плана. Однако разный уровень, разная степень адаптированности, коррелирующие с удовлетворенностью жизнью, жизненным тонусом, социальным самочувствием индивидов, зависят в первую очередь от факторов субъективного порядка. К последним можно отнести наличие или широту достигнутых ресурсов, активность в их использовании, гибкость реализации планируемых действий и пр.

Аскриптивные факторы (например, возраст, пол) в исследуемой группе также являются задействованными, причем чаще влияют негативно177.
Нельзя не отметить специфику совладания с жизненными трудностями в группе научных работников. Степень рефлексии здесь, очевидно, выше, и объясняется это особенностями профессиональной деятельности, своего рода ментальной "привычкой". В результате активный интеллектуальный поиск и анализ касается как каталогизации ресурсов, так и принятия решений по жизненно важным вопросам.
Гипотеза о влиянии ценностей на процесс совладания с жизненными трудностями подтвердилась. Ценности необходимо рассматривать как ресурс индивида при столкновении с ситуацией жизненного выбора, поиске альтернатив. Этот ресурс может как приносить бонусы субъекту, так и негативно влиять на удовлетворение его потребностей.

В данном случае можно говорить о своего рода конкуренции предпочтений в ценностной структуре личности.
В качестве направлений для дальнейшего анализа можно назвать прежде всего институциональное дополнение проведенной работы. В ходе наблюдения, при анализе текстов интервью мы обращали внимание на неодинаковый потенциал различных подразделений внутри организации, а также на некоторое влияние личности руководителей разного масштаба –от заведующего лабораторией до директора института. Эти и другие проблемы требуют дальнейшего исследования.





Содержание  Назад