ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПОНИМАТЬ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ


Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств. В мире было создано около 600 зон, в основном во второй половине XX века, хотя первая зона классического типа таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в начале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон.

Больше всего их было создано в Швейцарии (26), Испании (22), Италии (II), во Франции (10), в Финляндии (7), ФРГ (6).
Известно, что до революции в Одессе, Батуме существовали "порты франко" свободные таможенные зоны. При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства и комплексной (наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на острове Окинава). В КНР и в некоторых других странах были созданы технологические зоны.

Мировой опыт свидетельствовал о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли следующие:
связь с международными рынками (транспортные и телекоммуникационные возможности);
степень развития инфраструктуры, в том числе деловой инфраструктуры (банковское и страховое обслуживание, экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);
Раздел 1. Теория и практика правового регулирования
определенный уровень развития промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные отношения, использовать квалифицированный персонал;
обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;
обеспеченность кадрами специалистов в области практического осуществления внешнеторго вых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества с зарубежными странами '.
Главным все же остается выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных пространствах. У нас же пошли по другому пути.

В России было декларировано создание большого числа зон, часть из которых охватывала целые края и области, значительные по своим территориям (Алтайский край, Читинская область, Кемеровская область и др.) (2) Исходным при со здании этих зон было благое пожелание улучшить положение и решить другие задачи, главным образом, за счет предоставления льгот по сохранению в местном бюджете налоговых отчислений, а это оказалось нереальным.
В гораздо большей степени мировому опыту соответствует практика других государств СНГ.
Сказанное не означает, что в России нет зон со всех точек зрения, отвечающих приведенным выше критериям. Ярким примером удачного выбора представляется нам зона "Янтарь", расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положение этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально.

Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженный Польшей и Литвой. Транспортные возможности: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской кол еей, и автомагистрали КалининградБерлин, планы полного восстановления которой уже подготовлены.

Сам Калининград (бывший Кенигсберг) город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.
Другой удачный пример выбора порт Находка на Дальнем Востоке, составивший вместе с прилегающим к нему районом единую экономическую зону.
Перспективными представляются другие зоны на Дальнем Востоке зона на Сахалине и особая экономическая зона "Курилы". В соответствии с Ука зом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Курильских островов" предприятиям и организациям этого района предоставляются широкие дополнительные льготы в сфере экономической деятельности.



Но в общем в России при созданий свободных зон пошли по особому пути, к тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства, что отражено в ряде актов.
Боле е привычным и соответствующим меж дународной практике пр едставляется термин "свободная экономическая зона", которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении.
Итак, свободная экономическая зона это территория, на которой устанавливаются особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инв есторов и предприятий с иностранными инв естициями, а также отечественных предприятий и граж дан.
К свободным экономическим зонам следует относить и зоны экспортного производства, и свободные таможенные зоны.
Президент Российской Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О создании зоны свободной торговли "Ш ереметье во" и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт "Терминал" поддержал пр едложени е правительства Москвы по созданию в Москве свободной тамож енной зоны "Московский Франко-Порт" на территории, прил егающей к аэропорту "Внуково", и свободной таможенной зоны "франко-Порт "Терминал" на территории Западного речного порта(3) .
Правительство Москвы 10 мая 1994 г. приняло постановление о поэтапном создании свободной таможенной зоны "Франко-Порт "Терминал".
Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1994 г. было предусмотр ено создание свободной тамож енной зоны "Аэропорт Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской области.
И с экономической, и с юридической точек зрения следует отличать региональные про екты привлечения зарубежных инвесторов в Россию от планов создания свобо дных экономических зон(4) .
Общим является стремление прив ле чь иностран ные инв естиции. Однак о в зонах реализации этой цели долж ен д ействовать комплекс таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и вн ешнеэкономических стимулов для предприятий при условии создания такой административной структуры, которая в максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление хозяйств енной деятельности и соз дание пр едприятий.
В Законе Киргизии "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан" от 16 декабря 1992 г. предусматривается, что свободные экономически е зоны включают в себя свободные таможенные зоны, зоны экспортного производства и зоны привл ечения иностранных инвестиций (ст . 1). Прич ем свободные тамож енные зоны и зоны экспортного производства в кач естве субзон могут входить в зоны привл ечения иностранных инв естиций (ст.

4).

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как осуществляется правовое регулирование в части, касающейся создания зон и определения особых условий для инвестирования иностранных капиталовложений в таких зонах? Во многие законодательные акты об иностранных инвестициях были включены специальные положения об иностранных инвестициях в свободных экономических зонах (ст.ст.

41, 42 Закона об иностранных инвестициях России, ст. 48 Закона Украины, ст.ст. 38, 39 Закона Таджикистана, ст.

23 Закона Эстонии).
В некоторых республиках были приняты специальные законы. 30 ноября 1990 г. был принят Закон "О свободных экономических зонах в Казахской ССР".

Затем последовал ряд постановлений Верховного Совета Республики Казахстан о создании зон в отдельных районах и городах. Однако Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 1994 г. "О мерах по упорядочению деятельности свободных экономических зон" все ранее принятые постановления были признаны утратившими силу.
В Беларуси было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 г. "О создании СЭЗ в районе г. Бреста", однако затем действие его было приостановлено.
16 декабря 1992 г. был принят Закон Республики Кыргызстан "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан".
Верховным Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон "Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон"(5) .
Декрет Украины предусматривает, что специфика регулирования иностранных инвестиций в специальных (свободных) экономических зонах устанавливается законодательством Украины о специальных (свободных) экономических зонах (ст. 49).
В мае 1993 г. в Туркменистане был принят Указ Президента о статусе семи таких зон.
Из стран Балтии законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12 марта 1993 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании свободных экономических зон". До этого 28 мая 1992 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании в г. Клайпеде территории свободного международного предпринимательства".

Постановлением Правительства от 12 марта 1993 г. в это постановление были внесены изменения.
В России Верховным Советом были приняты постановления от 14 июля 1990 г. и от 13 сентября 1990 г. "О создании зон свободного предпринимательства", а также постановление Правительства о мерах по развитию свободных экономических зон.



Содержание раздела