Экономический рост практически не бывает равномерным.


Как известно, зачастую интеграция в мировое хозяйство приводит к закреплению периферийной модели экономики и потере качественных ресурсов развития. В-пятых, новая модель экономического роста обязательно должна быть моделью инноваций и повышения эффективности. Сегодня задача динамичного развития экономики не вписывается в комплекс существующих ограничений со стороны как конечного спроса, так и базовых ресурсов. Поэтому мобилизация структурных, технологических и социальных источников повышения эффективности становится не только предпосылкой, но и содержанием экономического роста, одним из его ключевых ориентиров.
Наконец, требуется механизм согласования и балансирования интересов различных участников социальных и экономических процессов. Экономический рост, как правило, несет в себе не только решение проблем, но и потенциальный социально-экономический конфликт. Снимая одни противоречия, он обостряет или создает другие.

Экономический рост практически не бывает равномерным. Он всегда сопровождается структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности между отдельными сегментами хозяйства, перераспределением ресурсов из отстающих секторов, социальных групп, территорий в интенсивно развивающийся уклад. Все это может порождать напряженность, которая должна гаситься соответствующей социально-экономической политикой государства и корпораций путем перераспределения части выигрыша лидера в пользу аутсайдеров.
Какими же ресурсами располагает Россия для реализации стратегии модернизации и экономического роста на ее основе?
Прежде всего сложилась уникальная ситуация, когда (вследствие предшествующего «провала») экономика практически не испытывает жестких ограничений по металлу, энергии, другим сырьевым ресурсам и транспорту, а также по рабочей силе и ее квалификации.
Еще одним фактором, который мог бы способствовать экономическому росту является так называемый «натуральный капитал»: здания, сооружения, станки, оборудование, инженерные коммуникации и т. п., не задействованные сегодня в процессе производства, однако с началом экономического роста они могут быть включены в процесс производства. Таким образом, имеется возможность увеличения выпуска традиционных продуктов без значительных инвестиций. К сожалению, реализация этой идеи наталкивается на догму о заведомой неконкурентоспособности российской экономики.
На самом же деле Россия обладает целым рядом объективных конкурентных преимуществ, к которым, в частности относятся: сумма накопленных научных знаний; современные материалы и технологии; высокий общий уровень образования рабочей силы; значительные запасы важнейших природных ресурсов, поставки которых способны определять динамику мировых цен; транзитный потенциал и т. д.
Что касается финансовых ресурсов, то динамика мировых цен в последние годы на традиционные товары российского экспорта позволила существенно улучшить финансовое положение экспортных отраслей. В свою очередь, более медленный рост цен на продукцию производственно-технического назначения внутри страны способствовал снижению издержек и росту прибыли отраслей обрабатывающей промышленности. Все это позволяет говорить о наличии в ряде отраслей и секторов экономики страны «избыточной» ликвидности.
Главными препятствиями на пути эффективного использования этого ресурсного потенциала сегодня являются:

  • недостаточность внутреннего спроса: инвестиционного, потребительского, производственного;
  • неразвитость механизмов государственного регулирования совокупного спроса;
  • неравномерное размещение в экономике финансовых ресурсов и отсутствие эффективного механизма их перераспределения;
  • дефицит у предприятий собственных оборотных средств для оживления производства при ценовой недоступности банковских кредитов;
  • недоступность долгосрочных заимствований из национальных источников.

В то же время на пути широкомасштабной модернизации национального хозяйства имеются и другие существенные ограничения. Прежде всего, это отсутствие ярко выраженного субъекта модернизации. В условиях неразвитости банковско-финансовой и институциональной системы, преимущественно оппортунистического поведения большинства корпоративных структур, единственным проводником политики модернизации (по крайней мере на ее начальном этапе) может быть только государство, обладающее не только политической и административной, но и действенной экономической властью.



Но это не вписывается в концепцию современной экономической политики, проводимой российским правительством.
Ограничивать темпы развертывания модернизационных процессов будет и фактически низкий уровень насыщения основных потребностей населения и общества. Тот факт, что Россия пока находится на относительно низком уровне экономического развития означает, что еще в течении достаточно длительного периода времени значительная часть инвестиций, материальных и финансовых ресурсов будет вынужденно тратиться не на развитие науки, инновации, повышение качества продукции, а наращивание выпуска традиционных товаров.
Формированию экономической среды, способствующей ужесточению взаимных требований взаимодействующих технологий (что является необходимым условием технологической модернизации) будет препятствовать технологическая отсталость нашего производственного аппарата, его высокая ресурсоемкость. Получается своего рода замкнутый круг. Открытость экономики, задачи повышения эффективности и конкурентоспособности требуют формирования внутри страны ценовых пропорций, близких к пропорциям мирового рынка. Но в этих условиях значительная часть отечественных предприятий оказывается убыточной и теряет всякие возможности экономического подъема.

В результате возникает определенное противоречие между задачами экономического роста и модернизации.
В этих условиях в рамках разработки концепции модернизации на первый план выходит задача последовательности действий (эшелонирования) и взаимоувязанности различных направлений как модернизации, так и экономического роста.

Задания для самопроверки

  1. Составьте перечень предпосылок, которые, по мнению автора, необходимы для модернизации экономики? Можете ли Вы его дополнить?
  2. Какие конкурентные преимущества Российской экономики выделяет автор?
  3. Что является основными препятствиями на пути модернизации.
  4. Кто, по мнению автора, может стать субъектом модернизации? Согласны ли Вы с его позицией?
  5. Может ли движение «НАШИ» стать субъектом модернизации экономии? Если, да, то как? Изложите собственное мнение.
  6. Как вы понимаете, что такое эшелонирование модернизации, зачем оно необходимо?




Лекция седьмая СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ:
принципы и приоритеты.

Успешная реализация политики широкомасштабной модернизации национального хозяйства невозможна без первоочередного осуществления широкого спектра действенных мер, ориентированных на создание необходимых условий и предпосылок этого процесса. Назовем лишь некоторые из них.

  1. Формирование субъекта экономической политики, интересы и возможности которого соответствовали бы системным целям модернизации. Для этого, прежде всего, необходимо задание и безукоснительное соблюдение жестких «правил игры», ориентирующих взаимодействие основных «экономических игроков» в конструктивное целеориентированное русло. Это возможно только в условиях консолидации одновременно на трех социальных уровнях: власти (группы элиты), власти и общества, самого общества (социальные группы).
  2. Концентрация банковского и промышленного капиталов, формирование крупных производственно-финансовых корпораций и банковских структур. Выполнение этого условия необходимо для решения целого ряда задач:

обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках;
создания целостных производственно-технологических комплексов, восстановления технологической кооперации;
реструктуризации отдельных предприятий, их финансовой санации и вывода из эксплуатации устаревших производственных мощностей;
реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техническую реконструкцию производственного аппарата;
восстановления единой управленческой вертикали, поиска партнеров для государства при формировании и реализации крупных государственных проектов и программ;
создания противовеса экономическому сепаратизму регионов;
укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий.
3. Создание эффективной вертикали государственной власти, без которой невозможна последовательная экономическая политика.
4. Развитие эффективных механизмов реализации государственной экономической политики. Механизм государственной экономической политики должен быть расширен, по крайней мере, в следующих направлениях:
превращение федерального бюджета в активный инструмент регулирования государственного спроса;
развитие государственного целевого программирования, как инструмента решения системных задач;
повышение уровня управления государственной собственностью.
5. Осуществление социальных реформ, ориентированных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки.
6. Создание конкурентоспособной системы образования, наращивание на ее основе человеческого капитала в экономике страны.



Содержание раздела