Действие закона соответствия производственных отношений


В современных условиях в непосредственную производительную силу общества превратилась наука, поскольку воздействует на функционирование и развитие всех элементов производительных сил: и на предметы труда, и на средства труда, и на самого человека как личного фактора производства. Можно поэтому сказать, что производительные силы общества - это совокупность средств производства, людей, приводящих их движение и использующих научные знания.
Производительные силы общества, показывая отношение людей к природе, характеризуют материально-вещественную сторону производства. Уровень развития производительных сил общества является важнейшим показателем общественного прогресса.

Чем более развиты производительные силы, тем богаче общество, тем больше масштабы производственного и личного потребления, тем выше качество жизни населения, если они рационально используются.
Другую сторону общественного производства составляют производственные отношения. Люди не могут производить жизненные блага в одиночку, изолированно друг от друга.

Воздействуя на природу в процессе реализации себя в качестве производительной силы общества, люди вступают друг с другом в процессе производства, распределения обмена и потребления материальных благ и услуг в производственные отношения, а производство в связи с этим носит общественный характер. Производственные отношения образуют социально-экономическое содержание общественного производства, его общественную форму.
Производственные отношения субъектны. Их участниками являются люди или их общественные образования.

Каждое из производственных отношений обладает собственным содержанием, которое проявляется в характере, способе связи его участников и направлено на достижение определенного результата, по поводу которого складывается данное отношение, объекта этого отношения.
Понятие "экономические отношения" более широкое понятие нежели производственные отношения. К ним, помимо отношений материального производства, относятся отношения людей и их общественных образований в сфере нематериального производства.
Совокупность экономических отношений образуют экономический базис общества, на котором вырастает своя особая организация политических, правовых, этических, психологических, идеологических, национальных и других общественных отношений и институтов, составляющих в совокупности надстройку общества.
Между производительными силами и производственными отношениями существует глубокая внутренняя связь. Они находятся в постоянном взаимодействии, взаимовлиянии.

Производственные отношения не могут осуществляться вне производительных сил общества, а производительные силы всегда функционируют в рамках определенных производственных отношений. Важнейшие особенности этого взаимодействия отражаются в законе соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.

4.1.Действие закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил
Определенная историческая ступень (уровень) в развитии производительных сил общества требует и определенного типа производственных отношений. Таков объективный экономический закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.
Производительные силы являются наиболее подвижной стороной производства, с них начинается его совершенствование. Изменение в производительных силах общества объективно требуют соответствующих изменений в производственных отношениях людей.
Производственные отношения более консервативны, поскольку среди участников этих отношений всегда находятся те люди, которым выгодно сохранять старые производственные отношения и которые ничего не хотят менять. Мы медленно идем к рынку не только из-за дефицита практический действий правительства в этом направлении, но из-за активного и пассивного сопротивления противников рыночных реформ.
Реформы Екатерины II, Александра I, Николая I, H. Хрущева, М. Горбачева не удались именно потому, что они не преодолели сопротивления противников реформ и не решились на коренные преобразования существующей системы экономических отношений. Опыт истории показал, что далеко не каждый человек, облеченный государственной властью, рискнет самой своей властью, чтобы осуществить реформы для других.

Требуется лидер, который не испугается взять на себя весь риск ответственности, связанной со сменой общественного строя, базирующего на устаревшей системе экономических отношений. Поэтому прогрессивным силам общества требуется время и усилия, чтобы преодолеть сопротивление противников реформ, выдвинуть во власть прогрессивно мыслящих и решительных людей, а остальным - помочь им, помочь трудом, собранностью и дисциплиной переломить экономическую ситуацию в стране в лучшую сторону. Требуется время, чтобы большая часть народа научилась и привыкла брать ответственность за положение дел в стране на себя, научилась работать на себя.

Вот почему в реальной действительности мы чаще всего встречаемся с несоответствием производительных сил и производственных отношений, что мешает экономическому подъему страны. Их единство оказывается противоречивым.
Программы реформ у нас начали составлять еще в начале 80-х годов академики (А.Аганбегян, Л. Абалкин, Т. Заславская), затем уточняли и пытались брать на вооружение профессора (Г. Попов, А. Собчак), начали осуществлять кандидаты наук из команды Гайдара, а завершают практики из команды В. Черномырдина.

Однако все еще рано говорить об их завершении, как бы ни хотелось выдать желаемое за действительность; о том, что в процессе их осуществления удалось привести в соответствие производственные отношения уровню развития производительных сил.
Главное, что мешает России обеспечивать устойчивый рост экономики, это отсутствие у властной структуры отлаженного механизма выработки и осуществления эффективных хозяйственных решений. Для принятия и претворения в жизнь этих решений постоянно требуется переходить на "ручное управление".

Не случайно поэтому любое ослабление "властной руки" или смена ключевых фигур в правительстве приводит к усилению экономической нестабильности в стране.
Не менее опасна растущая трещина между властью и обществом. Без взаимопонимания со своим народом власть мало на что способна.

Поэтому представить политику власти понятной и логичной для населения - важнейшая задача представителей власти. Для этого требуется наладить постоянный и открытый диалог руководителей государства с согражданами, разъяснять населению экономическую и социальную политику правительства.
Производственные отношения могут помочь, а могут и задержать развитие производительных сил общества. Многое зависит от того, соблюдаются или нет требования закона соответствия производственных отношений к уровню развития производительных сил и в какой мере. Действительно, если производственные отношения соответствуют уровню развития производительных сил, они способствуют развитию последних, двигают производство вперед. Если нет этого соответствия, то производственные отношения превращаются в тормоз развития производительных сил, в препятствие их росту.

Отрыв производственных отношений от достигнутого уровня развития производительных сил неизбежно перерастает в тормоз общественного развития. Производственные отношения, таким образом, будучи зависимыми от производительных сил общества, в свою очередь оказывают на них обратное влияние.

Это влияние может быть разным: благоприятствующим развитию производства или сдерживающим его.
Сдерживание развития производительных сил, вызываемое отставанием в необходимых изменениях в производственных отношениях людей, означает, что последние входят в несоответствие с уровнем развития производительных сил общества. Так, административно-командная система видела свою задачу в том, чтобы отнимать и делить, а не преумножать, что явилось главной причиной тормозящей развитие производственных сил при господстве этой системы.
Жесткая централизованная экономика, сильно ограничивающая товарно-денежные отношения, бывает необходима в условиях, когда во имя достижения ближайших политических или военных целей требуется прямое распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Такой вынужденной необходимостью была политика "военного коммунизма", когда нужно было мобилизовать скудные ресурсы для военной победы над врагами нового общественного строя, в годы Великой Отечественной войны для реализации лозунга "Все для победы над врагом". Но распределительная, безрыночная экономика, созданная административно-командной системой оправдавшая себя во время войн и восстановления разрушенного войной народного хозяйства, пережила свое время на сорок с лишним лет и стала тормозить развитие страны. Если в восьмой пятилетке (1966-1970 гг.) среднегодовой прирост валового национального продукта страны составил 7,6%, в девятой (1971-1975 гг.) - 6,2%, , в десятой (1976-1980 гг.) - 4,8%, в одиннадцатой (1981-1985 гг.) -3,6%, то в последующие пять лет (1986-1990 гг.) рост производства практически прекратился.

И это несмотря на то, что в 1985 г. была принята программа ускорения развития экономики страны за счет увеличения доли накоплений в используемом национальном доходе страны, увеличения государственных инвестиций.



Содержание  Назад  Вперед