Черная и цветная металлургия


При переходе на рыночную экономику возрастут закупочные и розничные цены на все виды топлива до мировых цен, что будет способствовать развитию всех отраслей топливно-энергетического комплекса.
1.3 Черная и цветная металлургия
В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия, охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургический комплекс это взаимообусловленное сочетание следующих технологических процессов:

    • добыча и подготовка сырья к переработке (добыча, обогащение, агломерирование, получение необходимых концентратов и др.);
    • металлургический передел основной технологический процесс с получением чугуна, стали, проката черных и цветных металлов, труб и др.; производство сплавов;
    • утилизация отходов основного производства и получение из них вторичных видов продукции.

    В зависимости от сочетания этих технологических процессов выделяются следующие типы производств в металлургическом комплексе:
    Производства полного цикла, которые представлены, как правило, комбинатами, в которых одновременно действуют вес названные стадии технологического процесса.
    Производства неполного цикла это предприятия, в которых осуществляются не все стадии технологического процесса, например, в черной металлургии производится только сталь и прокат, но отсутствует выпуск чугуна, или производится только прокат. К неполному циклу относятся также электротермия ферросплавов, электрометаллургия и др.
    Предприятия неполного цикла, или «малой металлургии» называются сдельными, представлены в виде отдельных подразделений по производству литейного чугуна, стали или проката в составе крупных машиностроительных предприятий страны.
    Металлургический комплекс это основа индустрии. Он является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях народного хозяйства страны. Металлургия относится к числу базовых отраслей народного хозяйства и отличается высокой материалоемкостью и капиталоемкостью производства. На долю черных и цветных металлов приходится более 90% всего объема конструкционных материалов, применяемых в машиностроении России.

    В общем, объеме транспортных перевозок Российской Федерации на металлургические грузы приходится свыше 35% всего грузооборота. На нужды металлургии расходуется 14% топлива и 16% электроэнергии, т.е. 25% этих ресурсов, расходуемых в промышленности.
    Состояние и развитие металлургической промышленности в конечном итоге определяют уровень научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. Металлургический комплекс характеризуется концентрацией и комбинированием производства.
    Спецификой металлургического комплекса являются несопоставимый с другими отраслями масштаб производства и сложность технологического цикла. Для производства многих видов продукции необходимо 15-18 переделов, начиная от добычи руды и других видов сырья. При этом передельные предприятия имеют тесные связи между собой не только в пределах России, но и в масштабах стран Содружества.

    Так, в производстве титана и титанового проката сложилась устойчивая межгосударственная кооперация предприятий России, Украины, Казахстана и Таджикистана.
    Исключительно велико комплексообразующее и районообразующее значение металлургического комплекса в территориальной структуре народного хозяйства России. Современные крупные предприятия металлургического комплекса по характеру внутренних технологических связей представляют собой металлургическо-энергохимические комбинаты. Кроме основного производства, в составе металлургических предприятий создаются производства на основе утилизации разного рода вторичных ресурсов сырья и материалов (сернокислотное производство, тяжелый органический синтез по производству бензола, аммиака и другой химической продукции, производство строительных материалов цемент, блочные изделия, а также фосфорных и азотных удобрений и т.п.) Наиболее распространенными спутниками металлургических предприятий являются: теплоэлектроэнергетика, металлоемкое машиностроение (металлургическое и горное оборудование, тяжелое станкостроение), производство металлоконструкций, метизов.



    1.4 Машиностроительный комплекс.

    Машиностроение одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии России. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов орудия труда машиностроительная промышленность в значительней степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели. определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов.
    Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение отдельных видов продукции.
    В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
    К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
    Долгое время темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности и целом. Высокими темпами развивались отрасли, определяющие научно-технический прогресс и в первую очередь станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислитель ной техники.
    Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий. Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производств, переднеприводного малолитражного легкового автомобиля. Среди созданных образно новых типов машин, приборов, средств автоматизации значительная часть продукции отвечает необходимым техническим требованиям, уровню лучших отечественных и зарубежных образцов, а некоторые из них даже превосходят этот уровень.
    Однако, несмотря на определенные сдвиги в развитии машиностроения, его научно-техническая и производственная база не адекватны требованиям интенсификации общественного производства. Велика доля оборудования, которое эксплуатируется десять, пятнадцать и более лет, в то время как сменяемость оборудования на предприятиях Японии составляет шесть-восемь лет, а в европейских государствах десять-двенадцать лет. Поэтому для технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства и ускорения социально-экономического развития необходима широкая реконструкция предприятий машиностроительного комплекса.
    Распад СССР как единого государства и образование независимых государств способствовали усугублению распада и экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи, но поставкам конечной и комплектующей продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу Союза, обусловили отсутствие и России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования, как самого машиностроения, так и всего народного хозяйства.

    Особое место в этих связях занимает Украина.
    С 1991 г. нарастала тенденция сокращения межрегионального обмена продукцией производственно-технического назначения. Нарушение вертикальных и отсутствие устойчивых горизонтальных связей способствовали снижению производства продукции базовых отраслей и в первую очередь машиностроения. Кризисные процессы в машиностроении усугублялись высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий машиностроения каждое выпускает свыше 75% определенного вида продукции, т.е. является его монопольным производителем.

    Конец 80-х, и особенно начало 90-х годов, сопровождались и распадом внешнеэкономических связей в области торговли машинами и оборудованием, которые складывались в течение нескольких десятилетий и способствовали определенному балансу и обеспеченности потребностей отраслей хозяйственного комплекса России современной техникой. Вместе с тем, структурная перестройка, происходящая в машиностроительном комплексе, позволила наладить производство 4000 наименований новых изделий.



    Содержание раздела