В постановлениях Правительства речь идет о проведении комплекса мер правового, организационного и экономического характера, направленных на преодоление сложившейся практики задержек с выплатой зарплаты, снижение дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий и укрепление их финансового состояния.
Интеграция с Российской Федерацией и странами СНГ Для экономики Республики Татарстан с высокоразвитым топливно-энергетическим комплексом, машиностроением, химической и нефтехимической промышленностью и в то же время, не имеющей своего металла, располагающей значительными объемами нефти и не имеющей в достаточных количествах бензина, керосина и других нефтепродуктов, актуальной остается необходимость сохранения и дальнейшего развития интеграционных связей со странами СНГ и регионами Российской федерации.
Кроме того, Республика Татарстан полностью зависима от внешних поставок угля, проката цветных металлов, кабельной продукции, соды кальцинированной и каустической, плит древесноволокнистых, ткани, бумаги, стекла, цемента, автобусов, троллейбусов, трамваев, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, зерноуборочных комбайнов, локомотивов, железнодорожных вагонов, многих видов химического сырья, продукции неорганической химии, машинно-технической продукции, оборудования и товаров народного потребления.
В недостаточных объемах или ассортименте производятся в Республике газ, моторное топливо, щебень, древесина, картон, минеральные удобрения, стальные трубы, легковые автомобили, кожевенное и меховое сырье, растительное масло, маргарин и другие виды продукции. В республику ввозится большая доля реализуемых обоев, ковровых изделий, бытовой радиотехники, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, одежды, обуви, рыбных консервов, лекарственных препаратов.
Вместе с тем Республика в настоящее время остается вывозящей по основным видам производимой продукции. Главный продукт вывоза из Республики сырая нефть, а также продукты органического синтеза, электроэнергия, грузовые автомобили, кинофотопленка, магнитная лента, разнообразные приборы, часы, бытовые холодильники, медицинские инструменты и приборы, изделия бытовой химии, лабораторное стекло, меховые изделия, лекарственные препараты, нефтеаппаратура, гипсовый камень, автомобильные шины и др. Рынок сбыта имеет широкий диапазон.
В итоге Республика Татарстан глубоко интегрирована в экономику многих регионов Российской Федерации и стран СНГ.
По данным Госкомстата Республики Татарстан, за январь-сентябрь 1998 г. розничный товарооборот в Республике Татарстан составил свыше 14 млрд. деноминированных руб. (более 2,3 млрд. долларов США).
Перспективы развития экономики С целью развития экономики и производительных сил Республики Татарстан предполагается осуществление следующих важных проектов, в финансировании которых принимают участие Республика Татарстан и Российская Федерация, а также инвесторы стран ближнего и дальнего зарубежья:
По состоянию на 25 октября 1997 г. приватизировано 1063 крупных и средних государственных предприятий с суммарным уставным капиталом почти 1,2 трлн. руб. и численностью работающих около 600 тыс. человек, что составляет более 30 % трудоспособного населения Республики. В том числе:
На базе приватизированных государственных предприятий образовано 720 акционерных обществ, 78 обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью.
Главный итог приватизации на первом этапе реформ состоит в том, что ведущее место в экономике Республики занял негосударственный сектор и прочно утвердилась акционерная форма собственности. Созданы необходимые предпосылки для стабилизации экономики и ее устойчивого роста.
В настоящее время ведется работа по преобразованию 45 государственных предприятий. Среди них Зеленодольский завод холодильников "Позис-Холод", ПЭО "Татэнерго" и др. Всего неприватизированными остались 796 предприятий нескольких отраслей (табл.
2).
В течение 1997 г. планируется выработать оптимальные варианты и провести преобразование холдинговых компаний агропромышленного комплекса, таких, как "Мясная промышленность Татарстана", "Татарстан сэт", "Татархлебопродукт". Начинается процесс приватизации земельных участков, занимаемых приватизированными (приватизируемыми) предприятиями.
Таблица 2
Количество неприватизированных предприятий по отраслям
Неприватизированные государственные предприятия |
Кол-во |
в промышленности |
95 |
в АПК (предприятия перерабатывающей отрасли и агросервиса) |
245 |
в строительном комплексе |
217 |
в непроизводственной сфере (торговля, бытовое обслуживание, общественное питание) |
239 |
Итого: |
796 |
В процессе подготовки планов приватизации предполагается рассматривать весь блок экономических проблем, перспективы развития предприятия, в том числе, вопросы санации или банкротства и кадровые вопросы (включая замену руководителя) с обязательным учётом мнения отраслевых министерств и ведомств, а также применять новые способы и формы приватизации. Такие, как кредитный способ (финансовый лизинг), который позволит приватизировать корпорация без внесения первоначального взноса, даст возможность привлечения специалистов, способных управлять корпорацией и другие.