Основные аспекты регионального управления


Финансовая система России представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной только в общественном воспроизводстве. Она включает государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
2. Россия является и останется в обозримом будущем промышленной страной, а потому развитие промышленности определяет экономическое состояние регионов. В связи с этим при выработке региональной финансовой, кредитной и инвестиционной политики необходимо во главу угла ставить уровень промышленного развития конкретного региона.
Характерными траекториями динамики промышленности регионов являются:

  • слабый устойчивый спад (регионы, основу промышленности которых составляют экспортные отрасли либо отрасли, играющие важную роль для жизнеобеспечения государства);
  • умеренный спад с последующим ростом (монопродуктовые регионы, продукция которых пользуется спросом на внешнем рынке);
  • глубокий спад, стабилизация и умеренный рост (регионы, в которых имеются развитая диверсифицированная промышленность и развитое сельское хозяйство);
  • быстрый и устойчивый спад (промышленно развитые регионы с неразвитым сельским хозяйством).

3. Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории с комплексом связей и зависимостей между предприятиями и организациями.
Экономика региона являясь подсистемой народного хозяйства мезоуровнем, связывающем микроуровень и макроуровень, зависит в большой степени от природных факторов (наличия полезных ископаемых, благоприятных географических условий и др.) и состояния окружающей среды. Регионы как серединная сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной.
Основными аспектами регионального управления являются:

  • взаимоотношения региона и центра, взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. д.);
  • обеспечение комплексного развития региона как единого хозяйства (собственное региональное управление).

4. Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения региональных социально-экономических задач, и включают средства бюджета субъекта РФ, государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ, другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ. Финансы региона формируются на основе принципов самостоятельности, бюджетного федерализма, государственной финансовой поддержки, прозрачности, гласности и составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению региональных потребностей.
Финансовая политика региона основывается на концепции региональной экономической политики и реализует следующие цели:

  • обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма РФ;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
  • выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

5. Воздействие финансов на экономику региона осуществляется через финансовый механизм (систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов), включающий финансовые инструменты (денежные средства, ценные бумаги, форвардные контракты, фьючерсы и т. д.), финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, нормативно-правовое, методическое, информационное и программное).
Финансовый рынок региона (система торговли финансовыми инструментами) сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между их стоимостью и потребительной стоимостью, включающая рынки валютный, ценных бумаг, капиталов, золота.


6. Межбюджетные отношения в РФ осуществляются на базе бюджетного федерализма, основанного на следующих принципах:

  • самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
  • соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям;
  • нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
  • наличие социальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровными власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Существующая система межбюджетных отношений нуждается в реформировании, направленном на:

  • создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов;
  • выравнивание территориальных возможностей реализации минимальных уровней социальных гарантий, финансируемых из всех бюджетов;
  • повышение результативности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы.

Финансовую поддержку регионов предполагается осуществлять через четыре федеральных бюджетных фонда:

  • Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации;
  • Фонд регионального развития;
  • Фонд развития региональных финансов;
  • Бюджет развития РФ.

При распределении финансовой помощи регионам должно учитываться: отношение формальной бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по регионам индекс бюджетных расходов.
7. Контрольная функция финансов как федеральных, так и региональных заключается в контроле рублем в процессе объективно существующих денежных отношений и реализуется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.
Финансовый контроль прерогатива особых контролирующих органов, которые осуществляют общегосударственный, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль. Кроме того, финансовый контроль может быть общественный и независимый (аудиторский).
8. В процессе реализации региональной финансово-инвестиционной политики может возникнуть проблема учета рисков. В связи с этим целесообразно создать специальную систему управления рисками в регионе. В Республике Татарстан ведутся работы по созданию такой системы.

В ее структуре предусматривается Комиссия по рискам, подразделение (управление или отдел) по анализу и контролю рисков и специалисты по оценке рисков. Предполагается, что система управления рисками будет учитывать кредитный риск, риск процентной ставки, риск альтернативного выбора, риск долгосрочного погашения, риск предварительных обязательств, риск изменения условий мобилизации фондов, риск ликвидности и др.
9. В целях привлечения региональных банков к активному участию в инвестиционной деятельности необходимо модернизировать всю инвестиционную инфраструктуру региона.
В качестве одного из ее вариантов может быть предложена двухуровневая система, включающая с одной стороны администрацию региона (верхний уровень), а с другой центр содействия инвестициям, центр информации, анализа и мониторинга, центр маркетинга и конъюнктуры, консалтинговые компании, кастодиальные банки, инвестиционные компании, страховые компании, консорциум региональных банков, инжиниринговую компанию, лизинговую компанию и аудиторскую компанию.
Литература

  1.  Bierman H., Jr., Smidt S. The Capital Budgeting Decision. Economic Analysis of Investment Projects.  8th ed.  NY: Macmillan Publishing Company, 1993.
  2.  Helfert E.A. Techniques of Financial Analysis.  8th ed.  IRWIN, 19941.
  3.  Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. 687 с.
  4.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.  М.: Финансы и статистика, 1995.
  5.  Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?  М.: Финансы и статистика, 1995. 384 с.: ил.
  6.  Бандурин А. В., Чуб Б. А. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне. М.: Наука и экономика, 1998, 132 с.
  7.  Бард В. С. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М.: Финансы и статистика, 1998. 304 с.
  8.  Белая книга. Экономика и политика России в 1997г. М.: ИЭППП, 1998.
  9.  Берес В., Хавранек П. "Руководство по оценке эффективности инвестиций", М.: Интерэксперт, 1995.
  10.  Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП "Итем" Лтд, 1995.
  11.  Ван Хорн ДЖ.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996.
  12.  Грачева Е.Ю., Куфанова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. Учебник. М.: ТЕИС, 1995. 232с.
  13.  Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н.Общая теория статистики: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1996 416с.
  14.  Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. Пер. с англ. М.: "Джон Уайли энд Санз", 1996 г., 240 с.
  15.  Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  16.  Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Учебник для вузов / Пер. с. англ. Под ред В. П. Кулакова. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. 799 с.
  17.  Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. №336 "О мерах по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации". Рынок ценных бумаг. Ч. 8. М.: 1995.
  18.  Региональная экономика: Учебник для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 472 с.
  19.  Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции.  М.: Перспектива, 1995.
  20.  Российская Федерация в цифрах в 1987г. М.: 1988.
  21.  Самсонов Н. Ф., Баранникова Н. П., Строкова И. И. Финансы на макроуровне: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1998 192 с.
  22.  Сборник Россия-97. Экономическая конъюнктура. М.: 1997.
  23.  Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, Л. П. Белых и др.; под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. 469 с.
  24.  Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. М.: Экономика, 1989.
  25.  Тюрин В. Ю. Американские и глобальные депозитарные расписки. Теория и практика. М.: Диалог-МГУ, 1998. 200 с.
  26.  Финансово-кредитный словарь в 3 т. М.: Финансы и статистика, 1994.
  27.  Финансы предприятий / Под ред. Е. И. Бородиной.  М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  28.  Финансы: Учебник / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. 400 с.: ил.
  29.  Харрис Л. Денежная теория: Пер. с англ.  М.: Прогресс, 1992. (Раздел "Деньги и теории процентных ставок").
  30.  Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М.: Дело, 1992. 320 с.
  31.  Чуб Б. А., Бандурин А. В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. Издание второе исправленное и дополненное. М.: "ТДДС Столица-8", 1999. 272 с.
  32.  Шпрыгин В. Без инвестиций нет обновления. Экономика и жизнь №11, 1998.
  33.  Экономический вестник Республики Татарстан.















БОГАЧЕВ Евгений Борисович
ЧУБ Борис Андреевич



ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА





Лицензия ЛР №064520 от 25.03.1996 г.
Подписано в печать 10.07.1999 г. Формат 60х90 1/16
Бумага офсет №1. Гарнитура Times.
Печать RISO. Усл. печ. л. 16,3. Тираж 1000.



ЗАО Издательско-полиграфический центр "БУКВИЦА"
Москва, ул. Большая Спасская, д. 10/1, подъезд 2



Отпечатано на RISO в ООО "Постатор"
103055, Москва, ул. Палиха, 2а
1 Современный словарь иностранных слов. М., 1993, с. 649.
2 Общая теория финансов / Под ред. проф., чл.-корр. РАЕН Л. А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, с. 5.
3 Финансы СССР. М.: Финансы, 1971, с. 17.
4 Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1996, с. 10.
5 Финансово-экономический словарь / Под ред. акад. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 1995.
6 Политическая экономия: Учебник. М.: Политиздат, 1989, с. 588.
7 Политическая экономия: Учебно-методическое пособие. М.: Мысль, 1985, с. 372-372.
8 Курс экономики: Учебник / Под ред. проф. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1997, с. 288.
9 Финансово-экономический словарь / Под ред. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 1995, с. 86.
10 Краткий экономический словарь / Под ред. Ю. А. Белика и др. М.: Политиздат, 1987, с. 86.
11 Экономика. М.: Республика., 1993. Т. 2, с. 388.
12 Политическая экономия. М.: Политиздат, 1989, с. 447.
13 Финансовые известия, №54, 71, 1998 г., Бизнес-аналитик от 13.12.1998 г.



Содержание раздела