Финансовая основа осуществления местного самоуправления


• поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей;
• часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
• дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с Законом и решениями органов местного самоуправления; другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, законодатель установил, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
Указанные нормы должны заработать в полную силу при развитии соответствующих отраслей права (налогового, бюджетного, гражданского и др.), а также с установлением и законодательным закреплением государственных минимальных социальных стандартов.
Федеральный закон О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации, вступивший в силу 30 сентября 1997 г., разработан и действует в соответствии с пунктом н ст. 72 Конституции РФ. Закон также развивает соответствующие положения Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Федеральный закон О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации внес в действующее и бюджетное законодательства ряд новых моментов. В нем, в частности, установлены полномочия и ответственность органов исполнительной власти в решении вопросов организации местных финансов.
Закон несколько детализировал основные положения Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В отношении доходной части местных бюджетов Федеральный закон О финансовых основах местного самоуправления... установил, что доходная часть местных бюджетов состоит из:
• собственных доходов;
• поступлений от регулирующих доходов;
• финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства Фонда финансовой поддержки муниципальных образований);
• средств по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов Федеральный закон О финансовых основах местного самоуправления... отнес:
• местные налоги, сборы, установленные в соответствии с федеральными законами;
• другие собственные доходы местных бюджетов;
• доли федеральных и региональных налогов, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
К другим собственным доходам местных бюджетов законодатель отнес:
• доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
• не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
• платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
• штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными и региональными законами:
• государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
• подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
К собственным доходам законодатель отнес также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе:
• часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
• часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
• часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;


• часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
• часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.
Кроме того, законодатель подтвердил право органов местного самоуправления (установленное Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) осуществлять целевые займы.
Следует отметить, что законодатель не включил в Федеральный закон О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации положения, относящиеся к использованию части прибыли муниципальных предприятий, хотя в Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления... установлено, что в доходы местных бюджетов зачисляется часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Налоговый кодекс Российской Федерации, принятый 16 июля 1998 г., определил, что местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.
К местным налогам законодатель отнес:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на наследование и дарение;
• местные лицензионные сборы.
Предусмотрено также установление налога на недвижимость, который в соответствии с Налоговым кодексом РФ устанавливается субъектами Российской Федерации (региональный налог). С его введением в действие на территории соответствующего субъекта Федерации прекращается действие налога на имущество организаций (региональный налог), налога на имущество физических лиц и земельного (местные налоги).
Таким образом, с введения в действие регионального налога на недвижимость, количество местных налогов автоматически сокращается на два вида — налог на имущество физических лиц и земельный налог. В результате органы местного самоуправления будут вправе устанавливать лишь два налога и местные лицензионные сборы, названные законодательством.
В первой части Налогового кодекса РФ (ч.1 ст.6) перечислены обстоятельства, при которых нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются несоответствующими Налоговому кодексу РФ. В части 2 ст.6 в отношении законов установлено, что они признаются не соответствующими Налоговому кодексу РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ч.1 ст.6.
До настоящего момента не приняты: законодательные акты, устанавливающие процедуры и порядок межбюджетных отношений, основанных на принципах объективности и прозрачности; государственные минимальные социальные стандарты, социальные нормы и нормативы в расчете на одного жителя; порядок расчетов затрат на исполнение органами местного самоуправления переданных государственных полномочий; порядок компенсации органам местного самоуправления расходов и недополученных доходов, вызванных решениями органов государственной власти.
Кроме федерального регулирования вопросов местных финансов существенна доля законодательного регулирования этой сферы субъектами Российской Федерации. Вместе с тем лишь в небольшом количестве субъектов Федерации приняты законы о минимальных местных бюджетах, закреплены на долговременной основе нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходных источников, определен порядок расчета средств, передаваемых муниципальным образованием из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, установлен порядок компенсаций органам местного самоуправления расходов и недополученных доходов, вызванных решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

16.6. Финансовая основа осуществления местного самоуправления
Конституцией РФ предусмотрены следующие условия осуществления полномочий местными органами местного самоуправления:
• четкое разграничение компетенции между уровнями публичной власти, наделение органов местного самоуправления правами в сфере местных финансов;
• независимое формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и иных взносов;
• завершение формирования финансово-экономической базы местного самоуправления в рамках системы налогообложения и бюджетных реформ;
• улучшение системы бюджетного и налогового регулирования, прежде всего посредством:
— перераспределения средств, выделенных из федерального бюджета для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечения финансовой независимости муниципальных образований для решения проблем, относящихся к их компетенции;
— выработки принципов взаимодействия между государственными органами власти и местными органами, включая взаимодействие при осуществлении определенных государственных полномочий, переданных местным органам;



Содержание раздела